В MotoGP предлагают сократить гоночный уик-энд

После удара коронавируса COVID-19 по мировой экономике MotoGP уже не будет прежним, говорит председатель Dorna Кармело Эспелета, спортдиректор Ducati Паоло Чиабатти, основатель Gresini Racing Фаусто Грезини, и другие шишки чемпионата. Всё зрелище придётся переосмысливать. Другими словами — кромсать и удешевлять.

Этапы MotoGP рушатся один за другим. После частичного срыва ГП Катара (выступили лишь команды Moto2 и Moto3) были спасены только ГП Таиланда, США и Аргентины — Dorna договорилась с организаторами об альтернативных датах в октябре и ноябре.

Вскоре потеряло смысл и это. Этапы в Испании, Франции, Италии и Каталонии отложены бессрочно. При взгляде на рост заболеваемости COVID-19 трудно сомневаться, что то же самое произойдёт как минимум с ГП Германии 21 июня и ГП Нидерландов 28 июня.

Еще пару недель назад 13-этапный сезон MotoGP для многих был немыслим. Слишком короткий, особенно сейчас, когда впервые в истории календарь вырос до 20 этапов. Сейчас гарантированные 13 Гран-При стали бы подарком богов.

Увы, даже это число кажется завышенным, если учесть прогнозы, что обстановка не нормализуется раньше осени. Если вирус «съест» всё вплоть до августа, остаётся надеяться, что осенние гонки уцелеют. Тогда в MotoGP смогут пройти 9 этапов в Мизано, Арагоне, Бурираме, Мотеги, Филлип-Айленде, Сепанге, Трассе Америк, Рио Одно и Рикардо Тормо.

Конечно, может запуститься и самый печальный сценарий — отмена сезона. Чемпионат не начнётся раньше отмены карантина, открытия границ и снятия запрета на массовые мероприятия. Этот момент наверняка привязан к изобретению вакцины от COVID-19. Это медленный процесс, и не исключено, вопрос перенесётся на 2021 год.

В любом случае, о судьбе чемпионата следует беспокоиться в третью очередь. В первую — о собственном здоровье. Во вторую — о том, как игрокам MotoGP возместить потери от остановки заводов, драматическому падению продаж, прекращения возможности рекламировать свои товары.

На этой неделе Dorna, FIM и союзы IRTA с MSMA по видеосвязи обсуждали много тем, как переосмыслить MotoGP ради будущего. В частности, заводы согласились заморозить развитие двигателей и аэродинамики на 2020 — 2021 годы. Впрочем, пока Комиссия Гран-При не утвердила это положение.

Определённо будет урезана численность паддока — до 2 000 человек или еще меньше. На Гран-При будут приезжать гонщики, механики, важнейшие члены команд и ТВ-бригада Dorna. Никаких гостей, спонсоров, и зрителей, если гонки будут за закрытыми дверьми. Обсуждается вариант работы команд MotoGP с 1 байком вместо 2, что уменьшит и число механиков. И почему бы не проводить на одной трассе 2 Гран-При подряд? Меньше разъездов — больше экономия.

В среду 8 апреля так же обсуждалась  мера по урезанию длительности Гран-При, пишет GPOne. Нынешний график включает 4 дня: в четверг идёт подготовка мотоциклов, проходят интервью с гонщиками и командами, вечерняя пресс-конференция, в пятницу — 2 тренировки, в субботу — 2 тренировки и 2 квалификации, в воскресенье — разминка и гонка. В Moto2/Moto3 чуть иначе — там нет субботней СП-4.

Дабы сократить расходы команд на дорогу и проживание в гостиницах, можно пожертвовать четвергом. В этом случае медиа-часть можно перенести на пятницу, убрав утреннюю тренировку. После пятницы уик-энд продолжился бы как обычно.

Мера сильно напоминает MotoGP 10-летней давности. Когда чемпионат ощутил дыхание экономического кризиса 2008 — 2009 годов, он избавился сразу от 2 тренировок. В результате в 2009-м пятница стала днём единственной СП-1, на субботу приходилась СП-2 и квалификация, воскресенье осталось прежним — разминка и гонка.

Формат действовал в 2009 — 2010 годах, в 2011-м вернулась субботняя СП-3, а в 2013-м и СП-4. В премьер-классе тогда впервые появилась раздельная квалификация-суперпоул — по паре 15-минутных сессий для ездоков помедленнее и побыстрее. В 2019-м это переняли Moto2 и Moto3.

Другая выгода от ликвидации тренировки — меньший километраж мотоциклов. Команды смогут сократить число двигателей на сезон, им понадобится меньше бензина, да и шинники Michelin смогут сократить число покрышек на уик-энд.

Вероятно, на мотоциклы снизится нагрузка, как и число аварий. Хотя может получиться как раз наоборот. Опыт коротких уик-эндов 10-летней давности показал, что команды превращали тренировки в подобие квалификаций, желая всё успеть. Сокращение трекового времени не означало, что верные настройки стали находиться сами по себе.

Если Гран-При всё же будут проводиться со зрителями, урезание пятницы вряд ли ударит по доходам треков, предполагает GPOne. Пятница — наименее популярный день уик-энда, немногие приходят посмотреть на тренировки. Основной доход дают билеты на субботы и воскресенья.

С другой стороны, так телевизионщики лишатся материала для ТВ-сетки четверга. Хотя это будет небольшая плата за возобновление MotoGP. Сейчас, когда ничего не происходит, каналы вроде DAZN, Sky Sport Italia, BT Sport и Моторспорт.тв развлекают зрителей старыми гонками, прямыми эфирами с пилотами, сидящими в домашнем заточении, виртуальными гонками MotoGP Virtual Race, и прочим содержимым. Ничто из этого не заменит им настоящие гонки.