Что думает MotoGP о совершеннолетней «отсечке» пилотов Мото3

Сезон 2021 был далёк от завершения, когда в чемпионатах Dorna Sports произошло уже 3 трагедии. 19-летний пилот Мото3 Джейсон Дюпаскье расстался с жизнью в мае в Муджелло, Хьюго Милан из European Talent Cup погиб в июльском Арагоне всего в 14 лет, в сентябре не стало 15-летнего Дина Берты Виньялеса из World Supersport 300, двоюродного брата Маверика Виньялеса.

В бурлящем заезде Мото3 на ГП Америк вновь произошла авария — очередная, за которую кто-то мог заплатить здоровьем или жизнью. Когда Джан Онджу на заднем прямике с контактом отобрал траекторию у Джереми Алькову и повалил его на бок (турка дисквалифицировали на 2 следующие гонки), запустился эффект домино. Более чем на 200 км/ч на его КТМ налетели (и взлетели) Андреа Миньо и Педро Акоста.

После такого трамплина чудо, что все подростки уцелели. Они могли покалечиться как при падении с байков, так и после, попав под колёса соперников.

Постоянному бюро шоссейно-кольцевых гонок FIM пришлось реагировать на критику, что в малокубатурных чемпионатах созданы слишком опасные условия для гонок — решетки переполнены (к примеру, в WSS300 на старт допускаются 42 пилота) и провоцируют массовые аварии, что на почти одинаковых мотоциклах очень агрессивно гоняют вчерашние дети, зачастую не проявляющие необходимой осмотрительности.

Организаторы повысили минимально допустимый возраст и ограничили размер пелотона

Перед ГП Эмилии-Романьи бюро опубликовало поправки к спортивному регламенту, которые FIM намерена внедрить в том числе на уровне национальных мотофедераций. Одни из важнейших — повышение минимального возраста участников и сокращение решеток. Минимальным гранприйным возрастом с 2023 года будет совершеннолетие, то есть 18 лет (в Мото3 сейчас 16, чемпион Junior Moto3 допускается уже в 15), тогда как решетка WSS300 сожмется с 42 до 32 ездоков.

Хотя за нововведениями частично стоит пилотская Комиссия безопасности MotoGP, не все ездоки премьер-категории согласны, что новые меры остановят подростковое безумие в сериях FIM. Дюпаскье, Милан и Виньялес погибли в один год не просто потому что упали прямо под колёса идущих следом мотоциклов. Об этом в пятницу журналисты расспрашивали пилотов MotoGP.

Алейш Эспаргаро, Aprilia Gresini:

Я согласен с этим изменением возрастного регламента, хочу поздравить «Дорну». На той неделе я час провисел на телефоне с Карлосом Эспелетой, мы многое обсудили, потому что мне хочется, чтоб мой опыт приводил к улучшениям.

Как фанат скажу, я знаю — может, это не понравится. Например, я залез на MotoGP в 19 в Индианаполисе, и было здорово, но времена изменились, и то, что происходит на треке, слишком опасно. Мне кажется, детишки в Мото3 неподготовлены, да в юниорских чемпионатах Испании и Италии то же самое.

До определённого возраста надо гонять на картинговых треках, где можно ездить на мини-байках и многому научиться. А если упадешь, то на 80 км/ч, а не 180. FIM сделала правильный вывод. Мне нравится, что мы во многих аспектах повышаем безопасность. На мини-байках многому учишься, хотя в Испании эту традицию забыли. Там можно многое выучить, и было бы правильно начинать с них, а не Мото3.

Франческо Баньяйя, Ducati Lenovo:

16 достаточно, еще 2 года — это как-то долго. Не думаю, что это сильно изменит. Скорее, надо действовать как с Онджу — раздавать настоящие штрафы, только так можно научить.

Если тебя оставляют дома на 2 игры, ты понимаешь — так делать больше не надо. Однако они должны раздавать настоящие штрафы и на практиках, где часто видно неправильное поведение, и даже когда это не приводит к инциденту. Например, Алькова провёл с Масией тот же маневр, что Онджу — он его подрезал. Они должны предотвращать инциденты.

Валентино Росси, Petronas SRT:

Для Мото3 это большие перемены, потому что все хотят начать как можно раньше. Еще 2 года — это много, наверное, ради безопасности так лучше, но я не уверен, что одно это решит все проблемы. У молодёжи должно быть правильное отношение независимо от возраста, они должны следовать правилам.

Хорхе Мартин, Pramac Racing:

Проблема в том, что семьям придется тратить деньги еще 1-2 года. Думаю, вот главная проблема. Я не думаю, что проблема в возрасте, потому что Маркес, Поль Эспаргаро пришли в Мундиаль в 15 лет, и всё-таки такого сумасшествия не творили.

Я не знаю, какое тут решение, но не думаю, что возрастное. Наверное, следует поставить какой-то фильтр, ну или достижение опредёленных вещей [как суперправа в Формуле-1], чтоб знали, что ты — быстрый и подготовленный ездок, а не один возраст.

Посмотрите на Акосту — он очень молодой ездок с нужным уровнем, а в Мото3 есть ездоки, у которых в 23 его нет. Я не знаю, как сделать такой фильтр… Думаю, скорее такой [по достижениям], чем по возрасту. Но это шаг, потому что у людей постарше чаще голова на плечах.

Жоан Мир, Suzuki Ecstar:

С одной стороны, больше взрослых пилотов — это шаг вперед для тех категорий, где так много пилотов. С другой, надо еще учитывать, что когда ты старше, у тебя меньше временное окно, чтобы удалось показать свой талант.

Франко Морбиделли, Monster Energy Yamaha:

Я пришел в Мондиале, когда мне было 18 или 19. Думаю, мне повезло. Что до этих новшеств… Вероятно, новое правило может показаться плохим и жестоким, да и несправедливым, но если посмотреть на ситуацию с Мото3, молодёжь там гоняет как безумная. Пропуск ребят старше 18 — это правильно. Вероятно, большинство к этому возрасту не повзрослеет, но они к этому ближе, чем в 15.

Марк Маркес, Repsol Honda:

Сдвиг возраста — это хорошо для мотоциклизма и безопасности, потому что в 18 не делают таких же ошибок, как в 15, поэтому так станет лучше. Счастлив, что меняют.

Андреа Довициозо, Petronas SRT:

По-моему, сегодня пилоты приходят на байки с большими колесами уже подготовленными, потому что они делали промежуточные шаги. По-моему, без этих перемен [со множеством юниорских серий Dorna] намного больше талантливых пилотов выгорели бы. В мои годы пилоты очень часто выгорали, потому что когда надо прыгнуть с мини-байка на GP125, ты часто калечишься. Со мной так тоже было.