Чиабатти: Думаю, Пучу нравятся бессмысленные дискуссии

Гонок в MotoGP нет, остаются только разговоры вокруг них. Сейчас это единственное, что позволяет пандемия коронавируса COVID-19. И чемпионату, и фанатам нужно запастись терпением до 31 мая, когда календарь обещает ГП Италии. Хотя начало сезона в июле-августе выглядит куда реалистичнее.

GPOne побеседовал с Паоло Чиабатти, спортивным директором Ducati Corse. Правая рука шефа Луиджи Даллинья работает из дома в Турине, соблюдая правительственное карантинное предписание как можно сильнее ограничить передвижение. Италия сохраняет ведущее положение в европейском регионе и по числу заражений COVID-19 (119 827), и смертей (14 681). Паоло как может ведёт деловую жизнь в Ducati, тогда как его сын-врач каждый день ездит на «фронтовую полосу»:

Сейчас самое важное — наше здоровье, и мы все дома, кроме моего сына. Он врач, и ездит из дома в Турине до больницы в Аосте. Ясно, что мы не привыкли так долго сидеть. Мы разумно работаем, ведём совещания через Скайп, и как-то томимся в ожидании.

Единственное, что в силах делать Dorna Sports — откладывать Гран-При на другие даты. Катарская гонка MotoGP — единственное событие 2020-го, которое отменено окончательно, остальные 19 этапов ждут своего часа. Но потери чемпионата будут гораздо больше, уверен Чиабатти:

Думаю, к этому моменту нет смысла размышлять о переделке календаря. Мы надеемся, к лету или сентябрю появится шанс провести несколько гонок в каких-то странах. Тогда надо будет проявить творчество и воображение.

Я уверен, «Дорна» тоже не думает об организации 19 гонок. Ей надо будет найти минимальное число событий, которые можно провести в тех странах, где приемлемо с точки зрений здоровья, и где хотят собрать несколько тысяч людей в домах по всему свету. Надо будет переделывать манеру наших гонок, и надо будет начать по-другому.

Даже сильно урезанный сезон должен сохранить статус чемпионата мира. Федерация FIM готова убрать минимальную планку в 13 Гран-При, и подстроиться под то, что есть:

В чрезвычайном положении вроде этого, в котором все сейчас оказались, надо забыть про определённые границы, которые Федерация сама и ставила. Весь спорт остановился, так что надо начинать, когда положение обезопасится. Думаю, проведение дюжины гонок уже будет прекрасным результатом.

Не все команды MotoGP смогли предоставить на техинспекцию перед ГП Катара мотоциклы 2020 года. Это сделала только Repsol Honda, остальным разрешили поблажку — до 25 марта прислать электронные чертежи двигателей и аэрообтекателей. В какой момент ни начался бы сезон, моторы и аэродинамика прототипов MotoGP (кроме «скидочных» Aprilia и КТМ) должны соотвествовать тому, что зафиксировано на 25 марта.

Даллинья был уверен, эта мера поможет уравнять европейские заводы с японскими. В марте Ducati и Aprilia зажало в тисках всеитальянского карантина, они на несколько дней закрывались, прежде чем вернуться в новом режиме (управленцы работают из дома, рабочие посменно меняются). Австрийский КТМ устроил себе каникулы с 30 марта по 10 апреля.

Тем временем в Японии ничего подобного не было, Honda, Yamaha и Suzuki работали как раньше. Чиабатти тоже поддерживает удалённую омологацию прототипов:

Да, потому что мы были в положении, когда европейские компании — это мы, KTM и Aprilia, — были закрыты, тогда как в Японии ничего не останавливалось. Безотносительно этого положение было потенциально неправильным.

Думаю, посыл был громким и ясным. Производителям надо было прислать документацию на двигатели, и кое-что по аэродинамике, чтобы сверяться, когда пойдёт сезон.

Я бы сказал, сделано, что надо было. В этот момент Европа — центр пандемии, и европейские производители страдают больше всех. Есть ряд вещей, которые нельзя развивать, работая удалённо.

Заморозка прототипов спровоцировала новую искру между Honda и Ducati — соперников по MotoGP, которые «любят» выяснять отношения. Даллинья называл Honda явным выгодоприобретателем от паузы в чемпионате, ведь её прототип на предсезонке был весьма неконкурентен. Директор Repsol Honda Альберто Пуч указал на факт, что его команда первой омологировала байк 2020 года, тогда как более готовая Ducati сделала это на несколько недель позже.

Шеф конкурирующей команды, вероятно, воспринял реплику Даллинья как скрытое обвинение в жульничестве. Чиабатти уточнил, что Ducati подобного намёка не делала:

Никто и не думал, что кто-то собирался заниматься подозрительными делами, но ясно, что надо было решать ситуацию: Европа была заблокирована, а Япония продолжала работать, как обычно.

Мне правда не хочется комментировать слова Пуча. Думаю, ему нравится провоцировать бессмысленные и бесплодные споры, даже в такой момент, когда уместно проявить хороший вкус и немного помолчать.

Эффект COVID-19 ощущает вся мировая экономика. В мотоциклизме прощупывается тот же пульс, включая мотоспорт. Финансовая сторона MotoGP не сможет остаться незадетой. Падение продаж мотоциклов, желание спонсоров забрать свои деньги на фоне срыва гонок определённо приведёт к пересмотру договоров с гонщиками, и точно к урезанию бюджетов на соревнования:

Положение новое, неожиданное, и нежеланное для всех, с кем мы ведём дела. Думаю, это приведёт к переосмыслению чемпионата, и экономическому упадку, который также заденет вложения в гонки. Мы как компания существуем благодаря поддержке наших спонсоров и наших партнёров, но еще благодаря байкам, которые мы производим. К этому моменту у нас практически всё закрыто, и во многих уголках света нет даже никакой возможности купить мотоцикл.

Думаю, у всех мотопроизводителей будет очень трудный год. В будущем нам надо переосмыслить затраты на участие в гонках. Гоночные соревнования — это здорово, весело, увлекательно, и лучший способ продвигать свою марку, но затраты должны быть разумными. Их надо будет переформатировать из-за экономического положения, в которое мы попадём в ближайшие годы.

Участие мотоциклов 2020 года в сезоне 2021 — мера, которая из идеи может превратиться в правило. Для заводской команды MotoGP проведение сезона встаёт в 30 миллионов евро, как объяснял в прошлом году председатель KTM Штефан Пирер. Сумму, куда входит бюджет на развитие прототипа, зарплату гонщикам, содержание команды и прочее, придётся зарезать. Если шоу не пострадает, Чиабатти не видит в этом ничего плохого:

Приветствуется всё, что не мешает зрелищу на треке, и удерживает затраты под контролем в пору, когда это жизненно важно. Пока разговоров не было, но если чемпионат 2020-го пройдёт с меньшим числом гонок, зачем брать и вкладываться в новые модели 2021-го? Можно и такое решение.