Шины и двигатели в MotoGP: кому, чего и сколько

Истекают финальные часы межсезонья 2015/2016 в MotoGP. Завтра райдеры соберутся на первую пресс-конференцию этого сезона, а в четверг закипит работа на треке. Но четверг первого Гран-При начнется не с практик — он начнется с технической инспекции мотоциклов и опечатывания моторов на сезон.

Пускай класс Open ушел в прошлое и все прототипы теперь формально одинаковые, регламент все равно сохраняет ряд различий. Он регламентирует главную «расходную» часть — это количество моторов на сезон и шин на уик-энд.

Ниже для интересующихся — небольшая памятка по соответствующей части регламента MotoGP.

Michelin и Валентино Росси

МОТОРЫ

Как мы помним, в чемпионате действует принцип «уступочных баллов» (concession points) — он затрагивает такой аспект, как свобода модернизации мотоцикла по ходу сезона. Если быть совсем точным, то именно темп модернизации как таковой регламент не обговаривает — любой завод может улучшать компоненты так, как захочет (конечно, не выходя за рамки правил). Запрещается только внедрение новшеств на опечатанные моторы — это для марок, которым не положены послабления. Шасси им можно модернизировать свободно, хотя ценность такой свободы условна, так как под двигатель жестко зафиксированной версии трудно сделать по-настоящему альтернативное шасси: как минимум, должны совпадать точки крепления мотора, что уже ограничивает доработку рамы.

Количество набранных уступочных баллов в одном сезоне определяет, будет ли марка ограничена в модернизации байков в следующем. Баллы привязаны к позициям на подиумах и их количеству (победа — 3, серебро — 2, бронза — 1, контрольное количество — 6). Так как система принята в прошлом году, правила на 2016-й определены исходя из его результатов. «Скидки» на этот сезон имеют Suzuki и Aprilia как марки без призовых финишей, остальным модернизировать моторы запрещено. Любая из этих остальных марок в следующем году может тоже получить поблажки, если в этом не наберет шесть уступочных баллов.

Регламент определяет такое количество моторов на год каждому райдеру: семь для Yamaha, Honda и Ducati и девять для Suzuki и Aprilia. Кстати, в уступки включаются и неограниченные тесты (впрочем, количество шин на сезон все равно ограничивает этот аспект) с заводскими гонщиками — их можно проводить на любых треках и в любое время на усмотрение марок.

литровый мотор Kawasaki с крестообразным коленвалом

ОМОЛОГАЦИЯ МОТОРОВ

Suzuki и Aprilia как «безуспешные» команды не обязаны предоставлять организаторам моторы на опечатывание. Это понятно: они могут их спокойно дорабатывать, поэтому нет смысла контролировать соответствие агрегатов одному образцовому. Марки Ducati, Honda и Yamaha обязаны, и тут есть варианты: в четверг можно будет либо сразу опечатать все моторы (кроме тех, что будут использованы на уик-энде), либо оставить организатору мотор-образец для сравнения по ходу технических инспекций. Особенность второго варианта в том, что команды могут не привозить сразу все агрегаты — они могут привезти только необходимые плюс образец, а остальные оставить у себя на базах.

Какова судьба моторов-образцов, которые входят в число разрешенных агрегатов? Опять же, есть два пути: если марка сразу отдает организатору образец, то она его получит обратно, как только «закончится» первый из ее оставшихся моторов. Вышедший из употребления агрегат будет образцом до конца сезона. Если марка дала опечатать все моторы и потом забрала их себе, то принцип такой же: первый отживший свое двигатель передается организатору. В свою очередь, организатор не беспокоится, что у него нет соответствующего образца — он подстрахован полным набором уже опечатанных аргегатов.

Если на инспекции выяснится, что в мотор было какое-то вмешательство, то он сразу исключается из числа разрешенных на сезон (без замены на другой), а команду ждет наказание от гоночной дирекции.

Новшество этого года — разрешение заводам омологировать несколько версий мотора. Число версий определяется из количества команд одной марки (1 заводская + 2 сателлит = 3 версии, и т.д.), при этом марке с одним сателлитом все равно можно сделать три мотора.

Интересный момент: моторы в заводских командах должны быть полностью идентичны, в то время как сателлиты могут позволить себе роскошь в виде разных версий мотора. В таком случае у каждого пилота может быть только одна версия, с которой он проведет весь год, без права поменяться с напарником. У команд вообще нет права тасовать моторы внутри команды между гонщиками, словно это карты. Каждый райдер должен использовать только свои. Целиком образцы альтернативных версий организаторам не нужны: марка обязана предоставить только детали, которые отличаются от образцовых.

Michelin

ШИНЫ

На каждом уик-энде райдер сможет рассчитывать на получение от Michelin до 22 сликов: до 10 передних и до 12 задних. Должно быть минимум два компаунда на каждое колесо плюс возможен один дополнительный (какой именно, будет зависеть от треков).

Конечно, наготове будут и дождевые шины — всего 14, по семь вперед и назад, и тоже двух составов. Не забудем и про воскрешенные нарезанные слики (intermediate tyres по классификации регламента): всего это шесть покрышек, по три вперед и назад.

Максимальное число шин, которое может достаться гонщику на уик-энде, ограничено 22 экземплярами. То есть на полностью сухом этапе можно будет использовать 22 слика, но если будут мокрые сессии, то дождевая резина будет выдаваться «в счет» сликов — так, чтобы уложиться в этот лимит. Получается, что с учетом 21 райдера в чемпионате в грузовиках Michelin должны ездить 882 покрышки (21х42), но на самом деле их значительно больше — по 1400 штук на каждом Гран-При.

Максимальное количество шин для одного гонщика на этап

Сликов Дождевых    Промежуточных   
Передних Задних Передних Задних Передних Задних
10 12 7 7 3 3
Два состава + дополнительный Два состава Один состав