Что вместо ГП Америк — Индианаполис, Портиман?

Комплекс Индианаполис

Официально: Гран-При Америк переносится на 15 ноября

8 марта чемпионат MotoGP открыл в Катаре свой 72 сезон, и надолго затих. Открывающий этап прошел без заезда премьер-класса, следующий ГП Таиланда с 22 марта перенесён на 4 октября — таковы последствия ограничительных мер стран-участниц MotoGP против коронавируса COVID-19. В календаре резко образовалась пауза длиной почти в месяц.

У ГП Америк 5 апреля, следующего за тайским этапом, очень шаткое положение. 7 марта город Остин ввёл режим «местного бедствия», и отменил мероприятия, если на них ожидается более 2 500 человек. Первым рухнул ежегодный фестиваль кино и музыки South by Southwest (417 400 посетителей в 2019-м), и вероятно, вот-вот очередь дойдёт до ГП Америк (120 000 посетителей в 2019-м). До конца этой недели судьба этапа на Circuit of the Americas должна проясниться.

Отмены и переносы соревнований — кошмарные новости для тех, кто зависит от них напрямую. Пандемия изрядко щекочет нервы командам MotoGP, от которых спонсоры ждут зрелищ и рекламы своей продукции. Независимым журналистам и фотографам, которым не о чем писать и нечего фотографировать, пожалуй, еще хуже.

Месячная пауза после ГП Катара рискует превратиться в 2-месячную. В случае отмены Гран-При в Остине следующим идёт этап в Аргентине 19 апреля. Южная Америка пока вдалеке от пандемии COVID-19, однако регион начинает медленно догонять Северную. На 10 марта в Бразилии выявлено 25 случаев заражения, в Эквадоре 15, в Аргентине 12. Никто не сможет предположить, насколько серьёзной будет коронавирусная обстановка в Аргентине через 1,5 месяца.

Если оба апрельских этапа отпадут, раньше ГП Испании 3 мая возобновления MotoGP ждать не стоит. Такое положение не устраивает ни организатора Dorna Sports, ни мотофедерацию FIM. Её президент Хорхе Вьегас прилетел в Катар на Гран-При, чтобы обсудить план действий. Dorna намерена сохранить в 2020 году все 20 этапов, но если не получится, то спасти максимальное количество.

Сейчас на повестке дня стоит проведение ГП Америк. Точнее, запасной план на случай его срыва. То, что этап может быть сорван на фоне «местного бедствия» в Остине и последних мер на передвижение внутри Италии, Вьегас на Catalunya Radio не скрывал:

Шансы на проведение Гран-При Соединённых Штатов 5 апреля тают. Однако мы уже работаем над альтернативными датами для гонки в Остине. Но прямо сейчас всё так быстро развивается, что большего рассказать не можем.

Критической точкой для сезона MotoGP будет число 13 — таково минимальное число Гран-При, ниже которого чемпионат перестанет считаться мировым.

В календаре есть солидный жирок: в 2020-м он впервые в истории включает 20 этапов, пока ни один не отменён окончательно. С другой стороны, размах коронавируса становится только больше, как и профилактические меры против него — запрет на большие сборища людей, карантинные зоны в аэропортах, отмены авиарейсов на маршруте MotoGP. Тяжело исключать, что в какой-то момент 20-этапный сезон начнёт таять по-настоящему.

Дабы этого не допустить, Dorna и FIM готовы на крайние меры — проводить гонки без зрителей, устраивать совмещённые уик-энды MotoGP и WSBK, проводить по 2 этапа на одной трассе (например, малазийский Сепанг готов к гонкам и европейской зимой). Чтобы чемпионат не рухнул под натиском массы ограничений, придётся действовать радикально. Рассматриваются все варианты, сказал Вьегас:

В данный момент я полностью уверен, что в чемпионате будет больше 13 гонок. Если надо гонять в январе [2021-го], будем гонять. Мы можем проводить по 2 Гран-При за 1 уик-энд, или же гонять за закрытыми дверьми. Что угодно, если нет другого решения. В текущем положении табу нет. Надо быть гибким и включать воображение.

На помощь могут прийти другие трассы мирового уровня. Например, Circuito do Estoril (Эшторил) и Algarve International Circuit (Портиман) в Португалии. В 2019-м Dorna при посредничестве Вьегаса — он сам португалец, — заключила предварительное соглашение с Портиманом на возвращение в 2022-м ГП Португалии. Трек почти на орбите MotoGP.

Эшторил принимал этап MotoGP в 2000 — 2012 годах, много лет входил в календарь Формулы-1. Ни одного, ни другого португальского кольца в МотоГран-При сейчас нет (хотя в Портиман каждый год приезжает гонять и тестироваться WSBK), но это можно легко исправить. Они безопасны и в прошлом обладали одобрением FIM категории Grade A. Оба трека стоят «на изготовке»:

Портиман — запасное кольцо, как и Эшторил. В Португалии сейчас ограничений [из-за коронавируса] нет.

Параллельно с португальским направлением Dorna и FIM продолжают исследовать североамериканское. Если ГП Америк будет потерян, его будет тяжело перенести в конец сезона.

Один перенос уже состоялся, когда тайский Гран-При попал на место арагонского (последний пришлось подвинуть с 4 октября на 27 сентября). Больше в календаре нет 3-недельных окон между гонками, если не считать летних каникул между ГП Финляндии 12 июля и ГП Австрии 9 августа. Но июльский ГП Америк грозит стать адским испытанием для людей и машин: для штата Техас это самый жаркий месяц, с жарой за +30.

Североамериканскую гонку желательно провести в апреле. Если не удастся на Трассе Америк, можно попробовать задействовать знаменитый Indianapolis Motor Speedway в штате Индиана. Трек входил в MotoGP в 2008 — 2015 годах, и может пригодится снова, рассказал GPOne офицер безопасности FIM Франко Унчини:

Очевидно, сегодня у кольца нет омологации, но и крупных проблем нет. Его можно омологировать без каких-то крупных осложнений. К тому же в нынешнем положении мы не станем просить ничего заоблачного.

Индианаполис давно приспособлен под мотогонки европейского формата. Внутри этого гигантского овала протяженностью 4 023 метра находится 4 218-метровый гранприйный трек с 16 поворотами. Если этот вариант признают рабочим, дело за малым — отправить в США техническую группу FIM и проинспектировать трек.

ГП Индианаполиса покинул MotoGP после 2015-го из-за низкой посещаемости (это в первую очередь дом главной американской автогонки США), зато сейчас это не имеет прежнего значения. Сколько бы зрителей не приходило на этот этап MotoGP, все они растворялись на громадных трибунах, вмещающих 400 000 человек. Теперь, когда по всему миру можно ждать всё новых и новых соревнований с пустыми трибунами, Индианаполис не будет бедно смотреться в MotoGP.