Чеккинелли: Мы уточнили регламент, но лазейки будут всегда!

Инженерное творчество MotoGP всё время обгоняет технический регламент. Аэродинамика мотоциклов стала областью, где эта гонка особенно напряженная. Директор по технологиям Коррадо Чеккинелли считает, производители всегда найдут место, где можно обойти ограничения, но новый пакет правок должен стать адекватным ответом этому процессу.

Мотофедерация FIM вместе с производителями MotoGP в июле согласовали детали обновлённого технического регламента 2020 года. Всё, что было внедрено на прототипы в этом году, признаётся законным и впредь. В первую очередь, «охладитель шины» Ducati. После ГП Катара Honda, Suzuki, Aprilia и КТМ опротестовали это устройство как нарушающее запрет играть с аэродинамикой за пределами аэрокорпуса (обтекатель + переднее крыло). Тем не менее, апелляционный суд FIM с этим не согласился, аналогичные устройства переняли остальные заводы.

Так называемые охладители шины/брызговики/усилители маятника/лопатки/совки/подбородки в 2020 году и далее останутся на прототипах. Согласно новым разъяснениям (руководствам, которыми пользуется технический директор MotoGP Дэнни Олдридж при оценке новых устройств), не только аэрокорпус будет рассматриваться аэродинамически действующей областью. Другие детали, взаимодействующие с воздухом, тоже будут считаться частью аэрокорпуса и подпадут под существующее правило: не более одного изменения за сезон.

К лопаткам под маятниками будет такое же отношение, как к крыльям на обтекателе. И не только к ним: например, последнее изобретение Yamaha — наколёсные крышки с прорезями-воздуховодами, — тоже относится к аэрокорпусу, не являясь ни частью переднего крыла, ни обтекателя. Если бы назначение этого устройства ограничивалось охлаждением тормозов, оно бы осталось за пределами интересов Чеккинелли и Олдриджа, но сейчас оно в серой зоне регламента. С этими зонами со следующего сезона должно стать лучше.

В интервью Asphalt & Rubber Чеккинелли подчеркнул, что правки вряд ли остановят производителей от новых спорных решений. Итальянский специалист сравнил правки с заплатками — как только в правилах зашивается одна дыра, появляется новая. И пока регламент не охватит спорную область, производители этим воспользуются.

В ближайшее время технические правила сильных изменений не ждут. Для контроля аэродинамического развития у техдиректора Олдриджа достаточно средств — это не только обновляемые руководства, но и алюминиевый шаблон формы, который «одевается» на мотоцикл. Все крылатые обтекатели должны укладываться в 600-миллиметровую ширину верхней половины и 550-миллиметровую в нижней, иначе допуск к гонкам будет невозможен.

Универсальная электроника Magneti Marelli требует меньшего внимания. Последнее ограничение для производителей — запрет иметь на прототипах собственные инерциально-измерительные датчики (ИИБ). В отличие от «войны» в аэродинамике, это перестраховочная мера: до 2019 года кроме подозрений, что собираемые ИИБ данные о положении мотоцикла на треке могут быть «допингом» для ЭБУ, у технической комиссии MotoGP ничего не было. Стандартизированные датчики ИИБ с открытой информацией убрали вероятную лазейку. Фронт между организаторами и производителями пока затих.

У стандартизированной электроники нет самоподстраивания, но всё же её можно программировать под каждый поворот гоночного трека. Есть ли планы в будущем убрать из софта эту способность?

Нет. Мы уверены, что как только в техническом регламенте появляется хорошая основа, стабильность окупается в плане сдерживания расходов и закрытия технического зазора между командами.

Так что мы уверены в стабильности и у нас нет планов ни в одной из категорий делать любые эволюции софта. Мы всегда изменяем мелкие частицы, но ничего большого вроде убирания или добавления трековых секций, или контроля тяги.

Еще это значит, что ЭБУ Мото2 в следующем году будет таким же, то есть никакого контроля тяги, если только в оставшемся сезоне мы не обнаружим проблему, которой нужно будет решение. План — это всегда постоянство.

Одна из областей, где в следующем году будут изменения — это аэродинамика…

Это пример того, где мы сделали что-то только потому, что проблеме требовалось решение.

Опишите, в чём там была проблема?

В общем-то, у нас была проблема с пограничным толкованием регламента, так что на надо было отреагировать, чтобы сузить эту границу. Честно, было не так трудно достичь решения получше, потому что все производители сильно сотрудничали.

Но не ждите, что в будущем больше не будет каких-то лазеек, и не зовите нас дураками, если это случится! Потому что так и есть. [У производителей] намного больше людей, чем у нас, и их работа — доходить до крайностей.

Всегда один и тот же случай — зашивание дырок заплатками. Это прям как добавление обновлённого софта на ваш мобильный телефон, чтобы ответить на какую-то ситуацию. То есть когда-нибудь правила надо будет снова поменять, но надеюсь, не очень скоро.