Speedway of Russia. Как российские спидвеисты покорили свою непокоренную вершину

 

День 3, финал №1

Стадион Olympic Stadium

Вроцлав, Польша

Из квалификационных гонок стало понятно: любая сборная могла побороться за медали. Тем не менее, главным фаворитом финала во Вроцлаве 8 — 9 июня справедливо считалась сбалансированная Польша, взявшая два последних Кубка мира, пусть даже это был формат с четырьмя основными гонщиками. Преимущество родного трека, закончившие прошлый цикл Гран-При вторым и четвертым соответно Патрик Дудек и Мачей Яновски, а также прошлогодний чемпион мира среди юниоров Максим Драбик в качестве запасного.

Тем удивительнее было наблюдать, как хозяева никак не могут приспособиться к собственной дорожке. И хотя стоит заметить, что в подготовку трека вмешалась BSI, вылив на него немало воды, едва ли это может служить оправданием для слабого выступления команды Марека Чесляка. Уже в первом заезде не выдержали нервы у Дудека, совершившего фальстарт, в то время как его партнер не сумел справиться с Джейсоном Дойлом.

Второй заезд чуть было не закончился катастрофой: занимавший последнюю позицию Мартин Смолински потерял контроль над мотоциклом, прихватив с собой как партнера Кая Хукенбека, так и датчанина Кеннета Бьерре. Хукенбека увезли в больницу и в этот день мы его больше не увидели, а немцы, даже несмотря на фантастическую езду Смолински, вмиг лишились шансов на пьедестал.

Мы приближаемся к главным событиям Speedway of Nations. Основная борьба развернулась между Великобританией и Россией, причем от первых такого выступления мало кто ожидал. Да, в составе британцев есть, возможно, лучший на сегодняшний день гонщик мира Тай Уоффинден, но в одиночку невозможно выигрывать соревнования. На сей раз его намерения поддержал 20-летний резервист Роберт Ламберт.

Хотя правильнее сказать, что это Уоффи делал всё, что бы его юный товарищ набирал очки, не только отдавая ему внутренние дорожки, но и постоянно прикрывая от атак соперников, если такая возможность предоставлялась. Наглядной в этом плане стал схватка №10, когда Тай на протяжении четырех кругов красиво прикрывал Роберта от нападок Лагуты, и только мастерство последнего помогло пройти молодого британца в последнем повороте.

Видео: авария в битве Германии и Дании

Видео: Россия проиграла заезд Великобритании

Видео: лучшие моменты финала №1

Андрей Савин для России выбрал такую же тактику распределения дорожек. И в первом отборе, и в двух первых сериях финала она сработала почти идеально, ибо были биты как австралийцы (5:1), так и шведы (4:2). К сожалению, ближе к экватору соревнований не обошлось без спадов, что довольно легко объяснимо, так как стартовавшему с неудобных позиций Сайфутдинову постоянно приходилось вырывать очки с боем, что не могло не сказаться на его физическом состоянии.

Чтобы разгрузить спортсмена, Савин в какой-то момент (схватка №14 против датчан) даже выпустил вместо него юниора Чугунова, и хотя это отрицательно сказалось на результате заезда — ноль баллов, — с точки зрения общей картины позже принесло плоды. При непосредственной помощи Эмиля россияне обыграли немцев и поляков, завершив первый финальный день с 23 набранными баллами и уступив феноменальной Великобритании два очка.

Тот заезд был единственным для Чугунова. Как пояснял руководитель нашей команды, логика решения видна на более глобальном уровне. Во-первых, ничего не заработавший Глеб поучаствовал в соревнованиях, к которым готовился. Кроме того, стадион Олимпийский — домашний для его команды «Ожель», за которую россиянин выступает в польском спидвее. Команда ждала хотя бы такого участия.

В-третьих, Сайфутдинов получил небольшую передышку, можно было оценить свою скорость, поменять настройки мотоцикла. Похоже, это правда сработало: в остальных заездах оба россиянина добывали очки, тогда как незадолго до заезда Чугунова Эмиль получил баранку в схватке №10 с британцами. Нулевые результаты нам были нужны меньше всего, но не добавился ли к первому нулю второй? Это был опасный эпизод… Савин уверен: успех затеи можно оценить в 90%.

Кстати, тут выявилась сложность той командной работы, о которой мы упоминали в начале. В одном заезде у Лагуты и Сайфутдинова произошло касание, словно они были соперниками, а не напарниками. Издание «Спортовы факты» получило следующее пояснение Эмиля:

«Мы просто не поняли друг друга. Тут идет борьба за чемпионат мира и не всегда возможно ездить парой, работать с коллегой. Иногда приходится следить за своими очками. Даже на таких соревнованиях трудно ездить парой. Тут все сильны и тут нет слабых игроков.»

Третьими закончили датчане, прежде всего благодаря поймавшему кураж Михаэлю Йепсену Йенсену. Что касается шведов, в этой гонке их подвел Антонио Линдбак, набравший всего три очка. Зато Линдгрен отработал очень хорошо — всё время в очках, всё время рядом с фронтом. Этот человек не случайно сейчас ведет в зачете основного Speedway GP.

Очков Страна Результаты
25 Великобритания Уоффинден – 18 (3,3,3,3,3,3)
Кук – 0 (-,0,-,-,-,-)
Ламберт (р) – 7 (1,-,1,2,2,1)
23 Россия Лагута – 17 (3,3,2,3,3,3)
Сайфутдинов – 6 (2,1,0,-,1,2)
Чугунов (р) – 0 (-,-,-,0,-,-)
20 Дания Йепсен Йенсен – 12 (3,1,2,2,3,1)
Бьерре – 8 (2,2,0,1,1,2)
Якобсен (р) не участвовал
16 Швеция Линдгрен – 13 (2,2,2,1,3,3)
Линдбак – 3 (сх,0,1,2,0,0)
Клинг (р) не участвовал
15 Австралия Дойл – 13 (3,1,3,3,1,2)
Фрик – 2 (1,0,1,0,0,0)
Лидси (р) не участвовал
15 Польша Яновски – 9 (2,3,3,0,1,0)
Дудек – 3 (ф,1,1,1,-,-)
Драбик (р) – 3 (-,-,-,-,2,1)
12 Германия Хукенбек – 0 (нс,-,-,-,-,-)
Смолински – 11 (пи,2,2,3,2,2)
Хартель (р) – 1 (1,0,0,0,0,0)
Четверка гонщиков получает очки по системе 3-2-1-0. В скобках указаны очки с каждого заезда, за скобками — очки в заездах, определяющих выход в финал. * — выигрыш при равенстве очков, р — резервист, п — падение,  сн — снят с заезда , нс — не стартовал, сх — сход, прочерк — не участвовал, и — исключен, пи — падение+исключение, ф — фальстарт.

 

Кое-что об Olympic Stadium
Стадион Bergring Arena (Тетеров, Германия)

Вместимость: 11 тысяч

Длина трека: 352 метра

Рекорд: 60,99 секунды (Максим Драбик, 24 сентября 2017 года)

Финалы командного Кубка мира: 1961, 1966, 1971, 1977, 1980, 2001, 2005

Финалы парного Чемпионата мира: 1975

Финалы индивидуального Чемпионата мира: 1970, 1992

Этапы серии Гран-При: 1995 — 1997, 1999 — 2000, 2004 — 2007

Стадион сдан в эксплуатацию в 1928 году и с того времени использовался для соревнований различного рода, в том числе для футбола и американского футбола. Планировалось, что в 2012 году там будут проводиться игры чемпионата Европы по футболу, но это почетное право получил новенький Муниципальный стадион.