Россия выиграла Speedway of Nations 2018

Speedway of Russia. Как российские спидвеисты покорили свою непокоренную вершину

В нынешнем году Федерация FIM явила миру новое зрелище – Speedway of Nations, спидвейный Кубок для парных команд. Хотя эти соревнования можно считать преемником Speedway World Pairs Championship 1968 - 1993 годов, ныне их статус несравним с предшественником, ибо те гонки были скорее утешительным призом для неудачников более престижного командного Кубка мира Speedway World Cup.

Дело в том, что FIM совместно с главным организатором компанией BSI назвали своё новое детище официальным Кубком мира, вмиг подняв градус турнира. Если точнее, это FIM World Championship for National Teams, то есть чемпионат для национальных команд. Также Федерация провела этакую унификацию с мотокроссом и супермото с их ежегодными Motocross of Nations и Supermoto of Nations. Смена вывески, и вот на планете появляется еще одна "битва наций".

Почему пришла такая идея? Командный Кубок мира всегда был соревнованием для избранных. Мало кто мог позволить себе найти четверых сильных гонщиков, чтобы иметь возможность хотя бы выйти в финал, не говоря о борьбе за титул. Из года в год сражались те же сборные, с редкими появлениями на подиуме далеко не слабых Великобритании и России. Небольшие спидвейные страны светились разве что на стадии отборок, зачастую не справляясь с финансовыми издержками.

Интерес зрительской аудитории был не самым большим, а проведение финала могли потянуть только богатые участники. Нужно было что-то менять, поэтому возникла идея Speedway of Nations с парными командами вместо четверок. Пока это пробный шаг, и в перспективе планируется чередовать турнир с привычным большим форматом.

Если не считать иной вывески, идея сплава парных гонок со статусом командного Кубка получает второе воплощение. После 1993 года Speedway World Pairs Championship не умер - он превратился в Speedway World Cup. В данном виде гибрид прожил период 1994 - 1998, пока не был упразднен. Ежегодные битвы стран вернулись к командам из четырех пилотов.

Возрождение задумки 1994 - 1998 годов под названием Speedway of Nations нельзя назвать однозначно плохой или однозначно хорошей идеей. Трехкратный чемпион Speedway GP Джейсон Крамп раскритиковал подход в комментарии для Speedweek:

"Это бредово и тупо. Можно проводить World Cup, и можно проводить Best Pairs. А U-21 - это U-21. Зачем понадобилось совмещать эти вещи? Даже если единственный резервист - это До-21, это неважно. По мне так это чемпионат пар, из которого ездок До-21 отбрасывается.

Если у страны есть хороший ездок и очень хороший пилот До-21, то она может победить. Вспомните 1994-й или 1995-й, когда Австралия начинала с Ли Адамсом, Крэйгом Бойсом и мной как До-21. Я не верю в эту систему."

Смешанный формат 1994 - 1998 годов не принес Австралии никакой славы. Как только организаторы вернули большие команды в 99-м, Крамп в составе сборной озолотил свою страну - Австралия получила вторую высшую награду в командном разряде. Кстати, первую оформил его отец Фил Крамп в 76-м.

Австралиец отметил, наличие молодого пилота на SoN - формальность. Что касается соревнований 2018 года, здесь он прав: правила допускали наличие резервиста до 21 года, оставляя это на усмотрение команды. Его могло и не быть, и некоторые команды действительно собрались в урезанном виде. Например, США и Италия. Со следующего года молодой резервист станет обязательством.

Эмиль Сайфутдинов - один из тех, кто находился в другом углу "ринга". В преддверии соревнований россиянин дал такой комментарий:

"Конечно, он [формат] совсем новый. Это не как Кубок мира - это пары. Нам будет проще, потому что у нас нет множества сильных ездоков, как у Польшы или других стран. К этому моменту, думаю, у нас есть двое хороших райдеров, которые могут быть хороши и постараться побороться за что-то историческое для России.

Очень этого ждем, потому что у нас хорошая команда и хорошая скорость, но посмотрим. Тетеров будет трудной встречей, потому что всего три команды доберутся до финала, а у нас еще шесть других стран, которые туда хотят. Мы просто хотим сконцентрироваться на себе. Мы постараемся попасть в финал, и постараемся побороться за золотую медаль."

Итак, формат позволяет не быть статистами тем странам, где не так много гонщиков мирового уровня. Более того, эти страны имеют шансы добраться до финала, как это сделала в этом году Германия. Середняки типа Великобритании и России теперь и вовсе борятся за победу. Во-вторых, за счет того, что в финале выступают семь сборных вместо четырех, соревнования должны привлекать больше болельщиков как на стадион, так и касаемо телеаудитории.

Турнир длится одну неделю, состоит из двух отборов и двухдневного финала. Из каждого отбора (Race-off 1 и 2) выходят три команды, присоединяющиеся в решающей битве к хозяевам. В этот раз ими стали поляки, прошлогодние обладатели Кубка. В каждом отборе выступают семь сборных, две из них по сумме набранных после 21 проведенного заезда очков попадают в финал напрямую. Третья команда встречается в квалификационном заезде с победителем пары тех участников, которые заняли в гонке четвертое и пятое места.

В финале уже намного проще. По итогам двух дней соревнований все очки складываются. Лидер турнирной таблицы попадает в решающий заезд сразу, а его соперник определяется в сражении команд, занявших второе и третье места.

Сокращение команд с четырех персон до двух (один резервист - общий момент для обоих форматов) добавляет в гонки тактический элемент. В большом формате всю четверку каждого заезда составляют представители четырех сборных, в малом пары гоняют с парами. На турнире этим пользовались тут и там. Команды выставляли на самую выгодную дорожку более реактивного пилота, а его товарищу поручали работу по "отстрелу" соперников, прикрытию тылов. Это дозволяется: в пункте 8.1 регламента Speedway of Nations так и говорится: "На SoN разрешена командная езда".

Сборная России была составлена так: два гонщика основной серии Speedway GP Эмиль Сайфутдинов и Артем Лагута, и перспективный юниор Глеб Чугунов. Сайфутдинов и Чугунов в 2017-м работали вместе на традиционном Speedway World Cup. Вместе с Вадимом Тарасенко и Андреем Кудряшовым они добыли бронзовую награду. Чугунов съездил не зря, так как его задействовали после мельдониевой дисквалификации Григория Лагуты.

Связка Эмиль-Артем также не была новой. Несколько раз они входили в состав сборной, включая 2012 год в Швеции, принесший бронзу. В тот раз мы оказались позади Дании и Австралии. Если не считать серебра на парном Кубке 1996 года, "традиционное" достижение 2012-го было первым с серебра СССР 1975 года в ГДР. К счастью, они прекратили эту долгую засуху.

Обязательная единица каждой сборной - руководитель, связующий мостик между организаторами и гонщиками. Российскую команду возглавлял Андрей Савин, председатель трековой комиссии МФР. В сферу комиссии входит всё, что связано с нашим спидвеем.

 

День 1, отбор №1

Стадион Bergring Arena

Тетеров, Германия

Первая серия гонок-отборов (Race-off 1) прошла в Тетерове 2 июня. Именно туда попала сборная России, выглядевшая явным фаворитом в компании Германии, США, Латвии, Украины, Дании и Словении. Теоретически борьбу за первое место ей могла навязать Дания, однако главный менеджер скандинавов легендарный Ханс Нильсен не нашел общего языка со своими лидерами, трехкратным чемпионом мира Ники Педерсеном и Леоном Мадсеном. Вместо них в Германию приехали Михаэль Йепсен Йенсен и Кеннет Бьерре, к слову, также имеющие опыт выступлений в серии Гран-При, так что входить в заветную тройку они были обязаны.

Американцы и словенцы могли разве что рассчитывать на чудеса в исполнении Грэга Хэнкока и Матея Жагара соответно, потому что их партнеры далеки от уровня, который требуется на соревнованиях такого рода. Латвию в этот раз мало кто опасался, ибо лидер команды чемпион Европы 2017 Анджей Лебедев никак не может обрести прошлогоднюю форму. Его уже успели прямо посреди сезона сослать из польской Экстралиги в Первую лигу.

Другой сильный спортсмен латвийцев Максим Богданов в то же самое время получил серьезную травму и находился в лазарете. Уповать приходилось только на то, что внезапно прорвет Кястаса Пуоджука. Забегая вперед, этого не случилось. А вот сборные Германии и Украины выглядели теми, кто способен на большие свершения. В пользу немцев говорили собственный трек и крепкая пара гонщиков, что почти всегда приносит успех в таких гонках. В составе украинцев были закаленные в боях Андрей Карпов и натурализованный уроженец Балаково Александр Локтаев.

Для главных фаворитов первого отбора гонка началась неидеальным образом. Менеджер нашей команды Андрей Савин выбрал тактику, при которой с внутренних дорожек всё время стартовал обладающий отменной реакцией Артем, а с внешних – не стесняющийся вступать в активную борьбу Эмиль. В дебютном заезде против словенцев ставка не оправдалась, и двукратный чемпион мира среди юниоров Эмиль завершил его последним, едва не совершив падение в первом повороте.

Во втором заезде повезло несколько больше, но лишь благодаря Андрею Карпову, схватившему второе предупреждение за «неровный старт» и увидевшему перед собой черный флаг. В итоге Сайфутдинов принес России победные три очка, Лагута финишировал третьим. После двух серий наша сборная, имевшая семь очков, делила вторую строчку с американцами и датчанами. В лидерах были более стабильные хозяева, расправившиеся сначала с Латвией (4:2), а затем и со Словенией (5:1).

Видео: лучшие моменты отбора №1

Видео: битва Дании и Словении за третье место

В следующий раз россиянам противостоял сам Грэг Хэнкок, а Джино Манзаресу вдруг удался классный старт, поэтому были все шансы вообще остаться с двойкой. Однако по ходу дистанции Лагута опередил американскую легенду, а Сайфутдинов добил его не особо опытного партнера.

Выезд против латвийцев закончился с таким же счетом, так как Эмиль не справился с Пуоджуком. Зато параллельно немцы проиграли датчанам, и на вершине турнирной таблицы установилось двоевластие – у обеих сборных по 15 очков. Дания отставала на один балл, и в двух решающих сериях сражаться нужно было именно с этими командами.

Судя по тому, как тяжело до этого складывалась гонка для российской дружины, были опасения касаемо исхода баталий, но они оказались напрасными. Такое чувство, на концовку было припасено какое-то секретное оружие, потому что оба заезда были выиграны без проблем и с максимальным результатом. Как итог, первое место, и хоть и со скрипом, но подтвержденный статус фаворитов. Хозяева трека удержали за собой вторую строчку, а датчане, американцы и словенцы разыгрывали между собой третью путевку в финал.

Для начала Словения без борьбы выбила США, так как Манзарес в своем последнем выезде на старт получил травму, а в розыгрыше этих соревнований второе и третье места в заезде ценятся выше первого. Хэнкоку можно было не напрягаться, хотя он напоследок не мог не отметиться тройкой. Днем позже американцу исполнилось 48 лет. Обладатель четырех мировых титулов продолжает давать жару!

Словенцев же карма настигла несколько минут спустя, когда уже не обладающий достойной поддержкой Жагар не мог ничего противопоставить Йепсену Йенсену и Бьерре. 3:3, и в финал из Тетерова едут Россия, Германия и Дания.

Очков Страна Результаты
25 Россия Лагута - 16 (3,1,3,3,3,3)
Сайфутдинов – 9 (0,3,1,1,2,2)
Чугунов (р) не участвовал
20 Германия Хукенбек – 11 (3,2,0,3,3,п)
Смолински – 9 (1,3,2,1,1,1)
Хартель (р) не участвовал
18 + 3* Дания Йепсен Йенсен – 10 (1,3,3,1,0,2) +1
Бьерре – 8 (2,1,1,2,1,1) +2
Якобсен (р) не участвовал
17 +3*+ 3 Словения Жагар – 14 (2,1,3,3,2,3) +2 +3
Ивачич – 2 (1,-,0,-,1,-)
Скорья (р) – 1 (-,0,-0,-,1) +1 +0
17 + 3 США Хэнкок – 16 (3,3,2,3,2,3) +3
Манзарес – 1 (1,0,0,0,0,пи) +нс
15 Украина Карпов – 7 (0,сн,2,2,3,сн)
Локтаев – 8 (2,2,1,0,0,3)
14 Латвия Лебедев – 8 (0,2,2,0,2,2)
Пуоджукс – 6 (2,0,1,2,1,0)
Михайлов (р) не участвовал
Четверка гонщиков получает очки по системе 3-2-1-0. В скобках указаны очки с каждого заезда, за скобками - очки в заездах, определяющих выход в финал. * - выигрыш при равенстве очков, р - резервист, п - падение,  сн - снят с заезда , нс - не стартовал, сх - сход, прочерк - не участвовал, и - исключен, пи - падение+исключение, ф - фальстарт.

 

Кое-что о Bergring Arena
Стадион Bergring Arena (Тетеров, Германия)

Вместимость: более 10 тысяч

Длина трека: 314 метров

Рекорд: 58,06 секунды (Матей Жагар, 9 сентября 2017 года)

Этапы серии Гран-При: 2016, 2017, 2018

Используется с 2002 года. На основной трибуне расположено всего 614 сидячих мест, но оригинальное устройство стадиона позволяет вмещать более 10 тысяч человек. Последние три года там проходит  германский этап Гран-При, что говорит о хорошей репутации арены.

 

День 2, отбор №2

Стадион National Speedway Stadium

Манчестер, Великобритания

Второй отбор состоялся в Манчестере три дня спустя, 5 июня. Явными претендентами выглядели хозяева трека, ведомые двукратным чемпионом мира Таем Уоффинденом, шведы, собравшие свой сильнейший состав в лице Фредрика Линдгрена и Антонио Линдбака, и австралийцы, пусть даже действующий чемпион Speedway GP Джейсон Дойл не мог рассчитывать на поддержку экс-чемпиона Криса Холдера, не успевшего решить визовые проблемы.

С другой стороны, никто не сбрасывал со счетов чехов, за которых выступали талантливый Вацлав Милик и опытный Йозеф Франц. Сборные Франции, Италии и Финляндии имели какие-то варианты только в случае форс-мажоров у лидеров. К сожалению для них, даже Speedway of Nations не стал спасением. Спидвей этих стран на мировом уровне всегда был очень слаб.

Тон в гонке сразу задали спортсмены из Швеции, выиграв оба своих первых заезда с общим счетом 10:2. Правда, со скидкой на то, что в соперниках у них были перечисленные выше итальянцы и французы. В спину им дышали хозяева, набравшие в противостояниях с финнами и французами девять очков. Далее с восемью баллами следовали австралийцы и чехи.

Видео: битва Чехии и Австралии за третье место

Видео: лучшие моменты отбора №2

В следующих двух сериях Линдгрен и Линдбак, а также Уоффинден и Роберт Ламберт, усадивший по ходу соревнований на скамейку Крэйга Кука, набрали еще по девять очков, и ушли в отрыв. Австралия и Чехия стали отставать, сосредоточившись на борьбе между собой. Ключевой там стала схватка (heat) №17, где Дойл и Фрик чудом оставили не у дел Туманный Альбион (5:1). Милик и Франц чуть раньше с таким же результатом уступили ударной двойке из Швеции, обеспечившей себе победу в этом Race-off 2. Британцы остались вторыми, также получив прямую путевку в финал.

Осталось разобраться, кто станет третьим везунчиком. Для начала чехи встретились с французами в «заезде последнего шанса». Милик со старта ушел вперед, а Давид Бельего и Димитри Берже сдерживали за своими спинами Франца. Счастье было так возможно, однако технические неполадки не позволили Берже доехать до финиша. Сама судьба подарила чехам шанс побороться за заветную тройку с австралийцами, но команду снова подвел тот же Франц, не сумевший вклиниться между Дойлом и Фриком. Победа Милика стала лишь утешительным призом.

Итак, можно было констатировать: в двухдневном финале выступят все сильнейшие на данный момент сборные: Польша, Швеция, Великобритания, Австралия, Россия, Германия и Дания.

Очков Страна Результаты
26 Швеция Линдгрен – 15 (3,2,3,2,3,2)
Линдбак – 11 (2,3,1,3,2,0)
Клинг (р) не участвовал
23 Великобритания Уоффинден – 14 (3,2,2,3,1,3)
Кук – 1 (1,-,-,-,-,-)
Ламберт (р) – 8 (-,3,3,1,0,1)
21 + 3* Австралия Дойл – 14 (2,3,2,3,3,1) +1
Фрик – 7 (1,2,п,0,2,2) +2
Лидси (р) не участвовал
20 + 4 + 3 Чехия Милик – 13 (2,3,1,3,1,3) +3 +3
Франц – 7 (3,0,0,2,0,2) +1 +0
Квеч (р) не участвовал
14 + 2 Франция Бельего – 10 (2,1,2,1,1,3) +2
Берже – 4 (0,сх,1,2,0,1) +сх
14 Финляндия Лахти – 7 (ф,1,3,0,3,0)
Аарнио – 7 (1,0,0,1,2,3)
8 Италия Коватти – 6 (1,сх,0,2,1,2)
Пако Кастанья – 2 (0,1,1,0,0,0)
Четверка гонщиков получает очки по системе 3-2-1-0. В скобках указаны очки с каждого заезда, за скобками - очки в заездах, определяющих выход в финал. * - выигрыш при равенстве очков, р - резервист, п - падение,  сн - снят с заезда, нс - не стартовал, сх - сход, прочерк - не участвовал, и - исключен, пи - падение+исключение, ф - фальстарт.

 

Кое-что о National Speedway Stadium
Стадион National Speedway Stadium (Манчестер, Великобритания)

Вместимость: более 5 тысяч

Длина трека: 347 метров

Рекорд: 58,2 секунды (Нильс Кристиан Иверсен, 29 июля 2016 года)

Финалы командного Кубка мира: 2016

Является домашней ареной сразу для двух спидвейных дружин – Belle Vue Aces и Belle Vue Colts. Кроме того, там базируются играющие в американский футбол Manchester Titans. Стадион построен в 2016 году и в этот же год получил право провести финал командного Кубка мира, который с комфортным отрывом выиграла Польша.

Страница: 1 2 3



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + Enter! Или перейдите по данной ссылке!