Speedway of Russia. Как российские спидвеисты покорили свою непокоренную вершину

В нынешнем году Федерация FIM явила миру новое зрелище – Speedway of Nations, спидвейный Кубок для парных команд. Хотя эти соревнования можно считать преемником Speedway World Pairs Championship 1968 — 1993 годов, ныне их статус несравним с предшественником, ибо те гонки были скорее утешительным призом для неудачников более престижного командного Кубка мира Speedway World Cup.

Дело в том, что FIM совместно с главным организатором компанией BSI назвали своё новое детище официальным Кубком мира, вмиг подняв градус турнира. Если точнее, это FIM World Championship for National Teams, то есть чемпионат для национальных команд. Также Федерация провела этакую унификацию с мотокроссом и супермото с их ежегодными Motocross of Nations и Supermoto of Nations. Смена вывески, и вот на планете появляется еще одна «битва наций».

Почему пришла такая идея? Командный Кубок мира всегда был соревнованием для избранных. Мало кто мог позволить себе найти четверых сильных гонщиков, чтобы иметь возможность хотя бы выйти в финал, не говоря о борьбе за титул. Из года в год сражались те же сборные, с редкими появлениями на подиуме далеко не слабых Великобритании и России. Небольшие спидвейные страны светились разве что на стадии отборок, зачастую не справляясь с финансовыми издержками.

Интерес зрительской аудитории был не самым большим, а проведение финала могли потянуть только богатые участники. Нужно было что-то менять, поэтому возникла идея Speedway of Nations с парными командами вместо четверок. Пока это пробный шаг, и в перспективе планируется чередовать турнир с привычным большим форматом.

Если не считать иной вывески, идея сплава парных гонок со статусом командного Кубка получает второе воплощение. После 1993 года Speedway World Pairs Championship не умер — он превратился в Speedway World Cup. В данном виде гибрид прожил период 1994 — 1998, пока не был упразднен. Ежегодные битвы стран вернулись к командам из четырех пилотов.

Возрождение задумки 1994 — 1998 годов под названием Speedway of Nations нельзя назвать однозначно плохой или однозначно хорошей идеей. Трехкратный чемпион Speedway GP Джейсон Крамп раскритиковал подход в комментарии для Speedweek:

«Это бредово и тупо. Можно проводить World Cup, и можно проводить Best Pairs. А U-21 — это U-21. Зачем понадобилось совмещать эти вещи? Даже если единственный резервист — это До-21, это неважно. По мне так это чемпионат пар, из которого ездок До-21 отбрасывается.

Если у страны есть хороший ездок и очень хороший пилот До-21, то она может победить. Вспомните 1994-й или 1995-й, когда Австралия начинала с Ли Адамсом, Крэйгом Бойсом и мной как До-21. Я не верю в эту систему.»

Смешанный формат 1994 — 1998 годов не принес Австралии никакой славы. Как только организаторы вернули большие команды в 99-м, Крамп в составе сборной озолотил свою страну — Австралия получила вторую высшую награду в командном разряде. Кстати, первую оформил его отец Фил Крамп в 76-м.

Австралиец отметил, наличие молодого пилота на SoN — формальность. Что касается соревнований 2018 года, здесь он прав: правила допускали наличие резервиста до 21 года, оставляя это на усмотрение команды. Его могло и не быть, и некоторые команды действительно собрались в урезанном виде. Например, США и Италия. Со следующего года молодой резервист станет обязательством.

Эмиль Сайфутдинов — один из тех, кто находился в другом углу «ринга». В преддверии соревнований россиянин дал такой комментарий:

«Конечно, он [формат] совсем новый. Это не как Кубок мира — это пары. Нам будет проще, потому что у нас нет множества сильных ездоков, как у Польшы или других стран. К этому моменту, думаю, у нас есть двое хороших райдеров, которые могут быть хороши и постараться побороться за что-то историческое для России.

Очень этого ждем, потому что у нас хорошая команда и хорошая скорость, но посмотрим. Тетеров будет трудной встречей, потому что всего три команды доберутся до финала, а у нас еще шесть других стран, которые туда хотят. Мы просто хотим сконцентрироваться на себе. Мы постараемся попасть в финал, и постараемся побороться за золотую медаль.»

Итак, формат позволяет не быть статистами тем странам, где не так много гонщиков мирового уровня. Более того, эти страны имеют шансы добраться до финала, как это сделала в этом году Германия. Середняки типа Великобритании и России теперь и вовсе борятся за победу. Во-вторых, за счет того, что в финале выступают семь сборных вместо четырех, соревнования должны привлекать больше болельщиков как на стадион, так и касаемо телеаудитории.

Турнир длится одну неделю, состоит из двух отборов и двухдневного финала. Из каждого отбора (Race-off 1 и 2) выходят три команды, присоединяющиеся в решающей битве к хозяевам. В этот раз ими стали поляки, прошлогодние обладатели Кубка. В каждом отборе выступают семь сборных, две из них по сумме набранных после 21 проведенного заезда очков попадают в финал напрямую. Третья команда встречается в квалификационном заезде с победителем пары тех участников, которые заняли в гонке четвертое и пятое места.

В финале уже намного проще. По итогам двух дней соревнований все очки складываются. Лидер турнирной таблицы попадает в решающий заезд сразу, а его соперник определяется в сражении команд, занявших второе и третье места.

Сокращение команд с четырех персон до двух (один резервист — общий момент для обоих форматов) добавляет в гонки тактический элемент. В большом формате всю четверку каждого заезда составляют представители четырех сборных, в малом пары гоняют с парами. На турнире этим пользовались тут и там. Команды выставляли на самую выгодную дорожку более реактивного пилота, а его товарищу поручали работу по «отстрелу» соперников, прикрытию тылов. Это дозволяется: в пункте 8.1 регламента Speedway of Nations так и говорится: «На SoN разрешена командная езда».

Сборная России была составлена так: два гонщика основной серии Speedway GP Эмиль Сайфутдинов и Артем Лагута, и перспективный юниор Глеб Чугунов. Сайфутдинов и Чугунов в 2017-м работали вместе на традиционном Speedway World Cup. Вместе с Вадимом Тарасенко и Андреем Кудряшовым они добыли бронзовую награду. Чугунов съездил не зря, так как его задействовали после мельдониевой дисквалификации Григория Лагуты.

Связка Эмиль-Артем также не была новой. Несколько раз они входили в состав сборной, включая 2012 год в Швеции, принесший бронзу. В тот раз мы оказались позади Дании и Австралии. Если не считать серебра на парном Кубке 1996 года, «традиционное» достижение 2012-го было первым с серебра СССР 1975 года в ГДР. К счастью, они прекратили эту долгую засуху.

Обязательная единица каждой сборной — руководитель, связующий мостик между организаторами и гонщиками. Российскую команду возглавлял Андрей Савин, председатель трековой комиссии МФР. В сферу комиссии входит всё, что связано с нашим спидвеем.