Золото раз, золото два… Россия на Speedway of Nations 2019

[Что было на Speedway of Nations год назад]

Две победы подряд на Speedway of Nations… Кто мог предположить, что статус командной спидвейной державы №1 теперь будет не у Польши или Дании, а у России? Но есть деталь, которая не выходит у меня из головы. Интересно, о чём думали советские фанаты мотоспорта, когда в 1959-м по всей стране стали заниматься спидвеем? Когда мотогонщик Игорь Корнеев 10 июня 1958-го устроил первые спидвейные соревнования в московских Лужниках, думал ли он, что еще много поколений болельщиков не увидят своих мировых титулов? Ровно 60 лет между рождением спидвея в России и первым мировым титулом — приличный срок. Поговорка напоминает, что русские очень долго запрягают, но чтобы так…

Когда Игорь Плеханов, бывший инструктор-преподаватель башкирского автомотоклуба и первая глыба советского спидвея, брал серебряные медали FIM за личные мировые чемпионаты 1964 и 1965 годов, не просто так казалось, что личный титул где-то рядом. Когда Плеханов вместе со сборной СССР выигрывал серебряные медали командного World Team Cup 1964 и 1966 годов, можно было задуматься о взятии и этой вершины. Правда, оказалось, для победы в формате команд из четырёх гонщиков неплохо бы одновременно вырастить четырёх Плехановых. В отличие от ракет настоящих, столько ракет спидвейных СССР произвести не мог.

Когда мировой спидвейный кубок на 1994 — 1998 годы превратился в состязания пар, выяснилось, что со всей России невозможно собрать и двух звёзд. Единственное, что удалось добиться нашим спортсменам — серебро в Германии 1996 года. Чемпион России по личному и командному спидвею Ринат Марданшин не смог «в одиночку» остановить польскую машину. В финале его 13 очков помогли только отобрать серебро у Дании. 4 балла от Сергея Даркина и 5 от Олега Кургузкина довели счёт до 22, тогда как будущий шестикратный командный чемпион Томаш Голлоб и его напарник Славомир Драбик вдвоём набрали 27. Эта история повторялась раз за разом: российские спидвеисты давно заняли своё место на мировой сцене, только всегда был кто-то лучше.

Пускай два российских золота Speedway of Nations — реальность, всё равно странно, что это произошло. Если 59 лет не получалось выиграть, почему должно получиться через 60? К счастью, плохую традицию сломали об колено. И сделали это со стилем. Можно ли сейчас собрать более крутую команду, чем Эмиль Сайфутдинов, Артём Лагута и Глеб Чугунов?

У этого трио есть маленькая предыстория, и она началась на моих глазах. Командный Speedway World Cup 2017 года — первые спидвейные соревнования, за которыми я следил, и первым гонщиком, приковавшим внимание, был 17-летний юниор Чугунов. 7 июля 2017-го оказался удивительным днём: малоизвестный российский ездок-запасной, который заменил дисквалифицированного Григория Лагуту (того исключили из-за мельдония в крови, он не успел провести ни единого заезда), в пяти гонках предфинала ураганил так, что набрал 11 очков. На фоне 15, что набрал взрослый Сайфутдинов, это правда впечатлило.

Увы, когда в польском Лешно днём спустя проходил финал SWC, соперники разобрали Россию на запчасти. Эмиль принял бой почти в одиночку, как до него принимал Марданшин или Плеханов. 11 очков на одного гонщика — это приемлемо, но суть командных соревнований в том, чтобы эту планку держали все. Польская армада набрала 50 баллов, шведская — 42, российская остановилась на 18. Вадим Тарасенко, Андрей Кудряшов и Глеб Чугунов собирали в заездах предпоследние и последние места, они были слишком медлительными. Их прыти хватило лишь чтобы отодвинуть Великобританию на позицию №4. Россия стала призёром, но сколько раз такое уже бывало?

С другой стороны, сейчас думалось: как можно проиграть, когда всё так хорошо? Эмиль прибыл в Тольятти, как следует наладив дела в своём офисе. 6 июля в Швеции райдер #89 выиграл гонку №4 регулярного сезона Speedway GP, что привело его на высшую строчку зачёта. Такого не было 6 долгих лет: Гран-При Великобритании 1 июня 2013 года в Кардиффе был последним успехом россиянина на мировой арене. Тот сезон мог принести первое для него и страны личное чемпионство, однако не сложилось. Сайфутдинова остановил перелом локтевого сустава на гонке польской серии Экстралига. Когда по упавшему гонщику проехал Камил Бжозовски, о продолжении сезона не могло быть и речи. Знамя лидера перехватил англичанин Тай Уоффинден и впервые стал королём Speedway GP.

Глебу тоже было, чем похвастаться. 22 июня он победил на первом этапе юниорской серии До-21 (FIM Speedway U21 World Championship). Лишь Артём окружён соперниками со всех сторон: гонщика #222, в 2018-м вернувшегося в мировой спидвей спустя 7 лет после незаметного дебюта, перед приездом на SoN оттеснили на 10 место Speedway GP. Пока у младшего Лагуты ничего не складывается на основной работе. Но командные соревнования — не личные. Никого не волнует, сияют претенденты или пропадают с радаров. Speedway of Nations — мини-война, где всё начинается заново.