Россия одержала странную победу на Speedway of Nations 2020

View this post on Instagram

Lift it up, Russia! 🇷🇺🏆

A post shared by Speedway GP (@speedwaygp) on

Золото раз, золото два… Россия на Speedway of Nations 2019
Speedway of Russia. Как российские спидвеисты покорили свою непокоренную вершину

Ежегодный командный кубок мирового спидвея Speedway of Nations 17 октября в Польше завершился тем же итогом, что издания 2018 и 2019 годов — победой сборной Российской Федерации. По правде, коронавирусный вихрь вынудил британского организатора BSI Speedway так сильно порезать мероприятие, что триумф России стал одним из самых чудных, нелепых событий в истории этого вида спорта.

Скверная осенняя погода — всё время шел дождь, люди утеплялись шапками, куртками, перчатками, изо рта шел пар, — на скромном стадионе Мосир-Быстрица в Люблине дала провести всего 15 заездов из запланированных 23. Затем трек пришел в совсем негодное состояние. Результат схватки №15 даже не был засчитан: пока лидировал Бартош Змарзлик, у него за спиной поскользнулся и упал в грязь Фредрик Линдгрен, что стало «подножкой» для его напарника Оливера Бернтзона и Шимона Возняка.

Эта гонка стала сигналом, что начинается никому не нужный фестиваль грязи, воды и размытой дорожки. Заезд 15 был обнулен, остальные 8 отменены после того, как каждая сборная провела по 4 заезда. Предстояло сделать последнее — выяснить победителя, ведь после 14 схваток Россия и Польша набрали по 23 очка. Согласно регламенту, судьи обратились к схватке №8, где эти страны сошлись друг против друга. Так как Россия и Польша показали 5 — 4, в этом равном раскладе первые оказались «ровнее».

Капитан Эмиль Сайфутдинов, который вытянул на встрече 2 критически важных результата, выразил восторг команды:

Знаю, до продолжения полной встречи не дошло, но мы — чемпионы мира, так что правда счастливы. 3 раза подряд!

В начале встречи трек был в плохом состоянии, но когда сказали «надо ехать», мы были наготове. Мы фокусировались на своих очках и своих стартах. Всё работало, и мы правда счастливы, что снова стали чемпионами мира.

На вершине оказалась самая маленькая сборная (всего 3 гонщика вместо 5, как у остальных). Гранрийный престиж страны вновь отстаивали капитан из капитанов Эмиль Сайфутдинов и Артем Лагута, вторая половина команды обновилась.

Наш юниор 2018 и 2019 годов Глеб Чугунов весной стал гражданином Польши и выбыл из списка кандидатов, вместо него в последний момент из России приехал 20-летний Евгений Сайдуллин.

Экс-чемпион Европы Ренат Гафуров отправился в Польшу вместо «невыездного» менеджера команды Олега Кургускина (старший тренер сборной РФ по гаревому спидвею), который занялся административной работой — всем тем, что ранее самоотверженно, без участия мотофедерации России, делал Андрей Савин. Печально, что 31 декабря 2019 года его не стало.

Все 3 чемпионства наши ребята снимали с кончика ножа. В 2018-м в Польше мы одолели Великобританию со странным счетом 45 — 46 (набрали меньше очков в отборочной части, но выиграли финал), в 2019-м в России опередили Польшу снова с еще более чудным 45 — 47, и наконец, стали трижды чемпионами при паритете очков.

Таким же путем Дания прошла на 3 место. Она склонила на свою сторону 19-очковое равенство со Швецией благодаря победе 5 — 4 в схватке №10. С 17 очками Австралия стала 5-й, Великобритания — 6-й с 12, Чехия — последней с 11.

Тогда что не так со Speedway of Nations 2020? Формату был нанесен настолько крупный ущерб, что от события фактически остались рожки да ножки. Отмены и переносы внушали сомнения, не дойдёт ли до краха всей идеи, но когда финал всё-таки был спасён благодаря спидвейному клубу Люблина, к месту действия подтянулся дождевой фронт и смыл приблизительно 70% того, что обещали зрителям 16 — 17 октября.

Структура SON 2020 должна была повторить прошлые события, включая Speedway World Cup — командный кубок для 7 сборных из 4 человек. В 2018-м ему на смену пришел гибридный Speedway of Nations — состязания для 7 команд-пар с включением в состав юниора группы До-21.

Как чемпионка Россия получила право автоматического прохода в финал — это единственный факт, который остался неизменным. С весны коронавирус начал съедать третий Speedway of Nations кусочек за кусочком. Так как островная Великобритания закрылась от континентальной Европы коронавирусными воротами (ограничение на въезд, карантин), изначальный финал 8 — 9 мая на британском National Speedway Stadium в Манчестере был перенесен на 24 — 25 октября, затем сгорел окончательно. Пропал и двойной полуфинал в латвийском Даугавпилсе 25 — 26 сентября по тем же коронавирусным причинам.

BSI пришлось впихивать 3 события в одно. Без 2 полуфиналов, которые определили бы 6 соперников России, оставалось только разослать приглашения всем, кто гонял на прошлогоднем Speedway of Nations в Тольятти. Так по умолчанию прошли Австралия, Польша, Великобритания, Дания и Чехия, сменившая Германию (её мотофедерация вежливо отказалась). За право встретить новый финал — 3 по счету, — организатору заплатил стадион Люблина.

View this post on Instagram

Jubilant scenes for Russia 🇷🇺 as they're crowned world champs again! 🙌🏆 #SpeedwayOfNations

A post shared by Speedway GP (@speedwaygp) on

View this post on Instagram

We are the Speedway Of Nations World Champions 3rd time in the a row …. Thank You to all for your support 🙏🙏🙏🙏 … Thank You all my sponsors for help 🙏🙏🙏🙏 Big kisses to my family… Love you all😘😘😘😘 @emilracing89 @emilracingspeedway89 @redbull @redbull_rus @redbullmotorsports @magik.chlodnictwo @mitasmoto @ngkntk_uk @jg_sport_scott_motorex @motorex_powersports @scottmotosports @jtrspeedwayeurope @mercedesautofrelik @gm_engines @tcxboots @bitubosuspension @abracecruisers @jokermachineinc @ortema.de @ashtechltd #prosiaczek #fogo #polcopper #agromix

A post shared by Emil Sayfutdinov (@emilracingspeedway89) on

Если кто-то наверху ненавидит спидвей, он дал это понять в первый же день. Дождливая пятница 16 октября загрузила персонал стадиона по полной: дорожку постоянно очищали от слякоти, всё это грузилось в самосвалы и вывозилось прочь. Увы, только ради того, чтобы полностью отменить день — дождь и не думал прекращаться.

Гоночный директор федерации FIM Фил Моррис решился на странный шаг: вместо сдвига 2-дневного события на день дальше его решили порезать вдвое, просто вычеркнув пятницу. Томительное ожидание команд закончилось ничем. Торжественный (по сути) Speedway of Nations превратился в мелкую однодневную гонку, где страна-чемпионка определится за 23 заезда, а не 44.

Как показали события следующих суток, 44 вовсе скукожились до 14. Не было ни финального заезда №23, ни полуфинального №22 для сборных, которые показали в предварительном отсеве 2 и 3 результаты. Назло дождю (как же это необычно — октябрьская непогода в центре Европы) Моррис тянул событие дальше, пока оно не преодолело необходимый 50-процентный барьер, и пока все сборные не провели равное число заездов. Заносный спидвей — это не прыжковый мотокросс. Если дорожку развезло, пора сворачиваться.

Только Россия получила повод посчитать этот день за праздник, остальные чувствовали себя, скажем так, обманутыми. Капитан поляков Бартош Змарзлик (чемпион SpeedwayGP 2019 и 2020) был уверен, что дорожка позволяла продолжать, и за остальную часть вечера можно было добиться перевеса. Змарзлик был прав, имея в виду счет 23 — 23 на момент, когда Моррис дёрнул стоп-кран:

Несмотря на трудные условия, я с польской сборной хотел выиграть ради нашей страны. Но серебро — тоже успех, если посмотреть на «лотерейные» условия субботних гонок.

Капитан датчан Леон Мадсен уехал из Люблина не с пустыми руками — его сборная выиграла бронзу и впервые с 2015 года снова с медалями. Но у Леона то же было странное послевкусие. Как и Бартош, в личной мировой серии он побил и Сайфутдинова, и Лагуту. Мадсен не считал наших ребят гарантированными победителями:

Не совсем всё было в наших руках, когда отменили встречу после 14 схваток. Мы боролись, и думаю, у нас был честный шанс войти в топ-2, если б мы закончили встречу. Но что есть, то есть, и можно порадоваться бронзовой медали, конечно же.

Любому неприятно будет услышать, что он выиграл свой успех в лотерее, или что на этом событии по воле организатора одни оказались в более «честном» положении, чем другие. Так или иначе, этот Speedway of Nations вряд ли когда-нибудь выйдет из тени событий, которые уменьшили одно из самых престижных спидвейных соревнований до смехотворных размеров.

Наверное, даже к лучшему, что трибуны Мосир-Быстрицы были пусты. Если бы не свежая вспышка коронавируса в Польше, вынудившая закрыть стадион для посторонних (в любом случае, он бы не заполнил более 50% вместимости), 17 октября Моррису пришлось бы иметь дело и с дождём, и разгневанными зрителями. Если у BSI с FIM была идея отменить всё целиком и отложить до 2021-го, наверное, она была вполне уместной. Но боги ТВ-вещания не были готовы на такую жертву…