Гоночную дирекцию MotoGP могут реформировать ради более объективного судейства

Большую волну споров подняло решение гоночной дирекции MotoGP наложить на Валентино Росси штраф за оттеснение с гоночной траектории Марка Маркеса в гонке Гран-При Малайзии. Дирекция дождалась окончания заезда, позвала к себе обоих участников инцидента и только потом вынесла вердикт в виде наказания Росси стартом с последнего места, который переносился на следующий финальный этап сезона. В общем, и ко времени принятия, и к виду, и к тяжести наказания было много вопросов, так что гоночную дирекцию, вполне возможно, может ждать реформирование. Эта тема будет обсуждаться FIM и Dorna во время первых февральских тестов MotoGP 2016 года.

Сейчас трактовкой и применением правил в чемпионате занимается дирекция, состоящая из Майка Уэбба (представляет IRTA), Хавьера Алонсо (Dorna Sports) и Франко Унчини (FIM). Особенность этой «судебной тройки» в том, что в ней всего один гонщик — Франко Унчини, бывший чемпион GP500. Итальянец покинул спорт в 1985 году, так что желательно, чтобы в дирекции был и кто-то из современной эпохи MotoGP. Есть вероятность, что в нее вернется Лорис Капиросси, который пару лет назад уже занимался в MotoGP такой работой и который сейчас комментирует эти гонки на итальянском ТВ. Еще один экс-пилот в составе «жюри» может повысить эффективность при разборе спорных ситуаций на треке, особенно таких, как на Гран-При Малайзии… или все несколько сложнее, как считает Унчини.

Также есть мнение, что дирекцию MotoGP можно приблизить к образцу Формулы-1, в которой на каждом этапе присутствует четыре стюарда, причем этот состав непостоянен и проходит ротацию. Эти люди расставлены непосредственно у трассы, так что при возникновении спорной ситуации директор гонки может связаться с теми, кто видел все своими глазами. Двое из стюардов — всегда бывшие гонщики. Эмануэле Пирро, в прошлом гонщик главного автоспортивного чемпионата, рассказал об особенностях такой работы.

Франко Унчини:

Тут нелегко найти решение. Вы наверное считаете, что если гоночная дирекция состоит из бывших гонщиков, то судейство более надежное, но если она хотя бы раз не соберется в полном составе, то могут возникнуть сомнения насчет симпатий к тому или иному райдеру. Конечно, тогда это подорвет ясность судейства.

Лорис Капиросси:

Решения нет, но вероятно мое возвращение в гоночную дирекцию. Все это время я занимался другими делами. Сейчас я сильно задействован в разработке шин «Мишлен», особенно передней. Я лично не буду участвовать в наших тестах как тест-пилот — вместо этого я продолжаю знакомиться с отзывами гонщиков чемпионата. На этой неделе я не буду следить за «Мишленом» на тестах в Хересе, но контакт со всеми буду держать каждый день. Компания выполняет действительно много работы, которую нужно закончить до начала чемпионата.

Эмануэле Пирро:

[В Формуле-1] на каждый Гран-При назначаются четыре стюарда. Они не сидят в дирекции гонки. Если требуется рассудить какой-то инцидент, директор гонки вызывает главного стюарда и так получается судейский орган. Самого высокого уровня. После этого принятое решение обсуждению не подлежит.

Туда катапультой никого не забрасывают — ради качества эта группа ограничена. Нас 10, каждый ездит минимум на четыре-пять этапов, старший стюард — на семь-восемь. На решение мы берем необходимое время. Естественно, это значит максимально быстро и абсолютно независимо. Хотел бы подчеркнуть, что это неоплачиваемая работа, нам только возмещают транспортные расходы.

[По поводу инцидента Росси — Маркес] дам свое частное мнение, на основе того, что увидел по ТВ, как и все. Только факты. Итак, думаю, что осудили только Росси за преднамеренное вытеснение Маркеса с траектории. Лично я не считаю, что это было абсолютно бессмысленно, ведь оба пилота находились на разной высоте — спина Марка была на уровне ноги Валентино. Возможно, правильным штрафом был бы проезд по пит-лейну, чтобы дать понять: вытеснение райдера с траектории — это недопустимо, но и намеренное замедление Росси Маркесом тоже было.

Стюарды не должны спорить с решением и не должны комментировать его в прессе. В Формуле-1 есть четыре никому не угрожающих мнения, и равенства там нет.

Лорис Капиросси