Гонщики MotoGP хотят меньше спринтов: В Формуле 1 так не делают, и они сидят в машинах!

аварии в спринтах

Признавая, что спринтерские гонки полезны для шоу, многие гонщики MotoGP предпочли бы, чтобы спринты не проводились на каждом этапе. Несмотря на то, что в 2023 году Формула 1 провела всего шесть спринтов, MotoGP мгновенно добавила новую гонку в половину дистанции в каждый субботний день своего расписания из 20 этапов (спринт на Филлип-Айленде был отменён из-за экстремальных погодных условий). Спринты оказались популярными среди фанатов MotoGP, а количество зрителей на конец года показало увеличение субботней посещаемости почти на 200 000 человек по сравнению с ростом в воскресенье на 160 000 человек.

Но одно дело смотреть, другое – участвовать. Одними из выдающихся статистических данных года было то, что из-за травм ни один уик-энд MotoGP не проходил с полным составом гонщиков на стартовой решётке. Поскольку свободная практика была сокращена во имя компенсации спринтов, общее время на треке для гонщиков не изменилось. Общее количество несчастных случаев увеличилось на 23 по сравнению с прошлым годом – чуть более одного за уик-энд.

Однако несчастные случаи в гонках более опасны, чем падения на тренировках или квалификациях, и многие пилоты сочли связь между спринтами и травмами очевидной. Компромисс, который предпочитают гонщики, – это повторить Формулу 1 и сделать добавление спринтерских гонок во время уик-энда MotoGP скорее исключением, чем нормой.

Тогда проблема будет заключаться в том, как решить, какие трассы получат спринты, что открывает простор для ещё одного великого спора. Не только организаторы соревнований без спринта были бы недовольны, но и гонщики и команды, несомненно, были бы недовольны, если бы выбранные трассы были местами, которые традиционно подходили определённому производителю больше, чем другим.

Вот как несколько гонщиков подвели итоги первого спринтерского сезона MotoGP…

Марк Маркес

Марк Маркес: Хорошо для шоу, очень требовательно к гонщикам

Спринтерские гонки хороши для шоу, но очень требовательны к гонщикам. Моё личное мнение таково, что провести 22 гонки плюс 22 спринтерские гонки [в 2024 году] непросто.

Но это правда, что это хорошо для шоу, а иногда спринт даже лучше, чем основная гонка. Потому что для меня основные гонки слишком длинные, в середине есть пробелы, где ничего не происходит, поэтому спринтерские гонки лучше.

Но одна из вещей, которая беспокоит гонщиков немного больше, – это уровень травматичности, который мы имели в этом году. Так что это повод проанализировать на будущее.

Нам нужно понять, сколько травм было в спринтерских гонках, особенно на первом круге, когда все много атакуют, потому что у нас всего 13 кругов, и нет времени на улучшение.

Маркес также сказал, что «большинство гонщиков просили сократить количество спринтов до 50% от общего числа этапов Гран-При, но он ожидает, что весь крупнейший в истории календарь этого года из 22 этапов снова будет содержать спринты».

Это правда, что для гонщиков это слишком сложно: 22 Гран-При со спринтами. Большинство гонщиков просили провести половину спринтерских гонок и половину обычного расписания, но похоже, что мы собираемся провести полный спринт [сезон] и 22 гонки [в 2024 году].

Фабио Квартараро

Фабио Квартараро: Травмы – не совпадение

Пилот Monster Yamaha Фабио Квартараро был среди тех, кто хотел бы следовать модели Формулы 1 в отдельных спринтерских гонках.

Это был тяжёлый сезон и очень длинный со всеми спринтами, и я думаю, что нет необходимости проводить [спринты] на всех гонках.

[Травмы] Это не совпадение, это большая проблема. Я думаю, что это уже опасный вид спорта, но как гонщик могу гарантировать, что иногда в спринтерской гонке устаёшь гораздо больше, чем в длинной. И физически мотоцикл, который мы используем, с каждым разом становится всё более ощутим.

Не думаю, что нам нужна одна спринтерская гонка на каждом Гран-При. Я имею в виду, что здесь, в Валенсии, это последняя гонка сезона, вы знаете, что она всегда полна [внимания], так почему вы хотите добавить еще одну в субботу?

Формула 1 проводит всего несколько спринтов… Я не тот парень, который всё организует, и не знаю мнения всех остальных гонщиков, но не думаю, что это правильный путь. Мы видим, что полной стартовой решётки не было ни на одной из гонок, так что это позор.

Однако Квартараро признался, что у гонщиков всегда будут разные мнения:

Я уверен, что некоторым гонщикам нравятся спринты, но мне, возможно, нет, так что же нужно  сделать? Это довольно сложная ситуация.

Франко Морбиделли

Морбиделли: В Формуле1 этого не делают, и они сидят в машине

Товарищ Фабио по команде Франко Морбиделли считает, что будет трудно оправдать проведение полного сезона спринта MotoGP, если Формула 1 этого не делает.

Да, это было тяжело. Гоночные уик-энды определённо изменились и стали очень, очень, очень напряжёнными. Это было приключение. В любом случае, приятно, когда ты это пережил.

Думаю, нам следует добиться лучшего баланса. Я имею в виду, что спринтерские гонки каждые выходные – это тяжело. Они даже не делают этого в Формуле 1. А Формула 1, да, это требовательно, но они сидят в машине. Мы постоянно перемещаем байк, сражаемся друг с другом, уничтожаем друг друга, и делаем это каждые выходные.

И это требует усилий. Это более опасно. Это подвергает гонщика большему риску. Для меня лучшим балансом было бы сокращение количества спринтерских гонок. Сделайте их там, где это важно. Сделайте там, где будет весело участвовать в спринтерских гонках. Сделайте это умно.

Лука Марини

Марини: Нам нужно найти лучшее решение

По мнению Луки Марини, проблемой стало не только количество спринтерских гонок, но и плотный график на 2023 год, который не оставлял времени на восстановление перед следующим этапом.

Моё личное мнение: я получил две травмы в этом сезоне, и это сложно, когда тебе приходится участвовать в стольких гонках, и у тебя нет времени на восстановление между гонками.

Если вы назначите ещё одну гонку в субботу, это будет ещё сложнее, потому что придётся нагружать своё [травмированное] тело на 100% в течение двух дней, а не как в прошлом году – с СП 4 всё было проще.

Но это график, возможно, останется и на будущее. Поэтому нам нужно адаптироваться и попытаться понять, есть ли другие способы облегчить нам задачу и сделать её более безопасной для всех, чтобы на каждом Гран-При была полная стартовая решётка.

Нам нужно найти лучшее решение по поводу травм, безопасности ситуации и всего того, что произошло в этом сезоне.

Итальянец подчеркнул:

Я не против спринтов, потому что считаю, что они привносят в наш спорт что-то новое, что-то свежее, что-то большее для шоу. По субботам сюда приходит больше людей. Таким образом, это поможет увеличить число поклонников нашего вида спорта, которые являются невероятно ценными.

Но нам нужно продолжать двигаться в этом направлении, потому что недостаточно просто пройти спринт, а затем ждать, пока все люди увлекутся этим видом спорта. Нам нужно продолжать совершенствоваться.

Алейш Эспаргаро

Алейш: Мои друзья хотели бы три гонки MotoGP каждые выходные, но…

Один из спортсменов, который никогда не боится высказать свое мнение, это Алейш Эспаргаро, самый взрослый гонщик на стартовой решётке – ему 34 года – и двукратный победитель Гран-При на Aprilia в 2023 году. Он прямо высказался об отсутствии полного состава пилотов на каждом этапе из-за травм в прошлом году:

Это не совпадение. Если травм много, то на то есть веская причина. Я имею в виду, что всё ясно: календарь, спринты. Но это нестабильно. Вы думаете, что мы, гонщики, в каждой комиссии по безопасности не настаивали на сокращении [количества] спринтерских гонок?

Но я также понимаю позицию чемпионата. Некоторые трассы в прошлом году были пусты. Они говорят, что в этом году количество зрителей значительно увеличилось, и они считают, что это благодаря спринтерским гонкам. Я не уверен.

Но дело не в моих мыслях. Это календарь Dorna. Если мне это не нравится, я могу решить остаться дома или заняться другой работой. Лично я бы предпочел меньше гонок. Я бы тоже предпочёл отсутствие спринтов, но если поставят 22, то придётся проходить 22.

Единственное, что мне не нравится, это то, что нам пообещали [летний] перерыв в середине [2024 года] на четыре-пять недель. И не для вечеринки на Ибице, а потому, что уик-энды сейчас очень напряжённые, много травм.

Так что если можно разделить чемпионат на два, чтобы восстановиться, остаться с семьей [на 4-5 недель]. Также для [улучшения] состояния головы – стресс сейчас действительно зашкаливает. Поэтому иметь возможность отключиться – также лучше с точки зрения безопасности, а трёх недель [летних каникул] недостаточно. Три недели для меня – это ничто. Так что это будет сложно.

Тем не менее, Эспаргаро-старший был бы рад отказаться от некоторых европейских этапов, если бы это означало добавление новых зарубежных:

Мне не нравится, например, проводить четыре гонки в Испании или пять на Пиренейском полуострове. Для меня это неприятно. Я бы предпочел поехать [куда-нибудь] в Китай. Но что имеем. Это календарь, который у нас есть, и мы должны его уважать.

Думаю, что было бы лучше иметь больше времени в середине [сезона], чтобы восстановиться после травм и морально.

Испанец признал, что нет простого решения, как найти баланс между предоставлением большего количества развлечений для болельщиков и дополнительными требованиями, предъявляемыми к гонщикам и членам команды.

[Организаторы] нас слушают, но с другой стороны, они пытаются сделать чемпионат лучше, и они не волшебники. Они пробуют что-то. Некоторые нововведения хороши, некоторые нет. Что-то нравится людям, а от чего-то гонщики страдают на трассах. Но они пытаются улучшить наш вид спорта.

Ни у кого нет идеального ответа, как улучшить чемпионат. И ладно, я критично отношусь к графику и календарю. Но в то же время я признал, что Dorna усердно работает и пытается изменить ситуацию.

Наверняка моим друзьям, которые любят MotoGP, понравится, что мы участвуем в гонках каждые выходные в году. Даже в 3 гонках в выходные! Потому что они сидят дома на диване и веселятся. Если мне скажут в следующем году: «Тебе придется участвовать в 25 гонках [ГП], потому что тогда у нас будет в три раза больше зрителей», то я буду участвовать в 25 гонках. Я хочу помочь чемпионату, люблю этот вид спорта, но не уверен в этом решении, да и мы не машины.

Кроме того, у меня очень хорошая жизнь. В четверг я приезжаю на гонки на частном самолёте. Но мои механики вылетают во вторник, а в понедельник покидают трассу и зарабатывают намного меньше. Поэтому нам нужно найти баланс.

Жоанн Зарко

Зарко: Травмы больше связаны с техническим регламентом, чем с форматом уик-эндов

Альтернативную теорию увеличения количества травм предложил Жоанн Зарко из Pramac Ducati, который считает, что этому способствовали технические регламенты:

Возможно, это связано с мотоциклами: мы значительно улучшили ускорение и торможение. Повороты довольно сложны, иначе вы не сможете добиться огромной разницы. Думаю, дело больше в техническом регламенте, чем в формате уик-энда.

Зарко также чувствовал, что гонщики должны взять на себя некоторую ответственность за некоторые чрезмерно оптимистичные действия.

Думаю, у нас будет меньше травм, если каждый гонщик сможет быть немного более спокойным или извлечь уроки из этого года. Если в следующем году [2024] у нас будет меньше травм, то это произойдёт потому, что все извлекли уроки из этого года.

В каждой гонке можно было почувствовать напряжение… Это нужно прочувствовать. Если вы не в тройке лидеров в первом повороте, вы проиграли гонку. И в этом проблема.

Всегда найдутся гонщики, которые попытаются, и когда ты будешь что-то делать [без инцидентов], это будет невероятно, ты будешь волшебен, и в конце гонки будешь давать интервью, как герой. Но большую часть времени мы получали травмы.

Хотя Зарко одержал долгожданную дебютную победу в Гран-При на Филлип-Айленде, он не поднялся ни на один подиум в спринте.

Спринтерские гонки мне не очень помогли, потому что я не получил за них много очков, но они так хорошо готовят к следующему дню.

Джек Миллер

Джек Миллер: Травмы также вызваны беспощадным и высоким давлением чемпионата

Джек Миллер из KTM считает, что напряжённость гонок в последние годы растёт. Добавьте сюда спринты и отсутствие выходных…

Мы знали, что травмы могут иметь решающее значение. Я думаю, это комбинация нескольких вещей. Потому что за последние пять лет мы сильно изменились с точки зрения уровня соревнований, интенсивности гонок. Я считаю, что чемпионат преобразился.

Думаю, в начале сезона мы знали, что травмы будут иметь решающее значение при таком большом количестве гонок и таком количестве гонок подряд. Вы, ребята, [СМИ] говорили это в начале сезона, и мы все думали об этом: если получишь травму во время нескольких гонок, то пропустишь не одну – пропустишь четыре или пять.

Это неизбежно произойдёт, и да, нам не повезло в этом году: такие игроки, как Ринс, пропустили половину сезона, некоторые другие ребята получили травмы, Марк получил травму в начале года.

Но я думаю, что это также связано с тем, что большинство травм происходит в результате столкновений, когда ребята собрались вместе, будь то на старте или в первом повороте. Мне кажется, это больше связано с чемпионатом, чем что-либо ещё. Насколько это беспощадно, насколько это высокое давление.

Я имею в виду, что вы видите таких парней, как Энеа [Бастианини], которые совершают ошибки, как он это сделал в Барселоне. Для меня это не был мозговой выброс или что-то в этом роде. Это был скорее шаг от отчаяния. Ну, знаешь, тебя отбрасывают назад на стартовой решётке. А в этом чемпионате, если ты стартовал сзади, твоя гонка уже наполовину завершена.

Можно попытаться сражаться как сумасшедший, чтобы пробиться вперёд. И, возможно, иногда это даже сработает, но это не работает каждый раз, и именно здесь мы видели много движений от отчаяния из-за того, насколько напряжённым является чемпионат. Как всё плотно. Как близко все мотоциклы. Насколько близки все гонщики.

Это предел, и я думаю, что теперь вы действительно можете это увидеть, потому что на стартовой решётке так много потенциальных победителей и так много отличных гонщиков, что это плавильный котёл для ситуаций высокой интенсивности.

Поль Эспаргаро

Поль Эспаргаро: Я не верю ни в удачу, ни в неудачу

Гонщик, который заплатил самую высокую цену из-за травм в этом году, также был первым, кто получил травму: Поль Эспаргаро получил десять переломов, когда упал во время тренировки перед первым сезоном в Портимане, и пропустил следующие семь этапов.

Говоря в целом о масштабах травм на стартовой решётке в этом сезоне, гонщик GASGAS, который вернётся к обязанностям тест-райдера KTM в 2024 году, также подчеркнул дополнительный стресс, связанный с новым пятничным перерывом для прямого доступа во вторую квалификацию.

Я не очень-то верю в невезение или удачу. Думаю, что всё в этой жизни имеет свою причину, и новая программа, которая у нас есть, означает, что нам придётся поработать в пятницу, а затем участвовать в гонках дважды за выходные.

Это ставит нас в режим потрясающего стресса на протяжении всего уик-энда и гонки за гонкой, особенно когда мы участвуем в двух Гран-При подряд, или приезжаем из-за границы, или особенно на новой трассе, о которой у нас нет особого представления. Тогда случаются ошибки.

Конечно, всё это связано с этой программой, которая у нас сейчас есть, с травмами, не сомневаюсь.

аварии

За инциденты в первом повороте необходимы очень строгие штрафы

Поскольку конкуренция была настолько близкой, обгонять было сложно (а в случае спринтов нужно было отыграться за вдвое меньшее количество кругов), старт гонки и открытие поворотов стали полем жаркой битвы. Результатом стали частые столкновения в первом круге и серьёзные травмы.

Алейш Эспаргаро добавляет:

Можно увидеть, что они затормозят раньше. Это просто.

Маверик Виньялес полностью согласен:

Нам нужно требовать очень строгих наказаний, [особенно когда] это такой поворот, где легко допустить ошибку.