Росси: Наши мучения в Yamaha тянутся с 2016-го

Росси и Лоренсо

Когда в июле Валентино Росси финишировал 3-м на ГП Андалусии, счётчик его подиумов премьер-класса MotoGP дошел до 199, и с тех пор других чисел не показывал.

Помимо 2 пропущенных гонок из-за подхваченного коронавируса, Доктор объяснил Speedweek худший сезон 25-летней мировой карьеры (15 место в зачете) сочетанием собственных изъянов и недостатков текущей версии Yamaha M1.

В свой прощальный год с заводским коллективом Yamaha 41-летнему итальянцу достался определённо не байк-катастрофа — на таком же М1 2020 его напарник Маверик Виньялес и Фабио Квартараро из Petronas SRT выиграли 4 заезда из 14. В то же время, попадая на не очень цепкий асфальт, либо необъяснимо быстро приканчивая резину, скорость байка пропадала, как и шанс спасти хотя бы подиум.

«Камертоны» до последней гонки в Португалии чесали головы, пытаясь понять, превзошел ли новый М1 предшественника из 2019 года хоть в чем-то. По мнению Валентино, беда байка-2020 в том, что ни по мощности двигателя, ни по аэродинамике он не стал шагом вперед.

Хотя вице-чемпионство Франко Морбиделли на гибриде 2019/2020 («версия-А») с 3 победами говорит о том, что предыдущий М1 на проблемных Гран-При был более предсказуемым и удобным аппаратом.

Уровень Росси в минувшем сезоне упал еще сильнее, ему не удавалось показывать себя «воскресным» гонщиком, как в лучшие годы. #46 Yamaha в 9 гонках из 12 стартовала ниже 5 места — в эпоху сверхнапряженных забегов со старта до финиша практически приговор для того, кто собирается на подиум.

Поднять «горячую» скорость — одна из основных задач Доктора на это межсезонье:

У меня много работы над собой, надо улучшить несколько областей. Например, квалификацию — сейчас она стала очень важной.

Как всегда, будем и на «Ямаху» давить, чтоб постаралась хорошо поработать за зиму — так бы мы смогли улучшиться в некоторых аспектах.

Хотя программа Yamaha по внутрисезонной доработке М1 оживилась в 2019 году, в коронавирусном 2020-м тест-план опять практически встал (испытатель Хорхе Лоренсо провел лишь 2 теста на версии-2019), и оказался таким же вялым, как 2016 — 2018 годах, то есть с момента, как в MotoGP пришли моношины Michelin и единая электроника Magneti Marelli.

Устаревание М1 по ходу сезона, неработающие обновления — одна из причин, почему результаты заводской Yamaha, например, в 2017 и 2020 годах начинались с призов, а заканчивались бесподиумным унынием:

В прошлые годы, да и в этом тоже, в начале сезона мы были сильны, но затем во 2 части сезона мучились по сравнению с нашими конкурентами. Это потому что им удавалось приспосабливать все новые вещи. На «Ямахе» под конец сезона бывало непросто.

Последним личным чемпионом Yamaha остаётся Хорхе Лоренсо (2015), последним достижением — командный чемпионат (2016). Хотя россыпь побед этого сезона сулила чемпионство Квартараро и кубок конструкторов «камертонам», очковый штраф FIM за использование неомологированных клапанов обнулил эти старания.

Отчаившийся Виньялес — лучший ездок Yamaha 2017 и 2019 годов, — сказал журналистам в Португалии, что из всех М1, которые он пробовал, ни один не превзошел самый первый. Тот байк, доставшийся испанцу, перешедшему из Suzuki, осенью 2016-го, превосходил всех по точности траекторий, характеру мотора и прыти на скользком асфальте.

Росси согласен. Изменения, которые вносили в М1 после 2016 года, и общее замедление эволюции сделали из этого универсального орудия побед слишком непостоянную машину — она стала ехать либо хорошо, либо никак:

У нас реальные затруднения с держаком заднего колеса. И если нам не удаётся заставить заднюю шину работать как следует, на нашем байке становится очень трудно ездить, становится трудно сохранять конкурентность.

Это и есть самое важное, помимо того, что надо разобраться с максимальной скоростью. Тут и двигатель, и аэродинамика, и т.д. Так что да, тут я согласен [после 2016-го байк испортили].

2016-2017 был ключевым годом для «Ямахи» и М1, потому что по-моему в тот момент и начались наши мучения. До 2016-го наш мотоцикл был очень конкурентным, он мог выигрывать гонки и титулы.

Затем наши затруднения выросли, но если честно, я не понимаю, сколько в них от «Ямахи» и сколько от других производителей. По-моему, другие производители конкретно улучшились. Чтобы конкурировать, нам тоже надо стать лучше, как они.