Штигефельт: Квартараро очень точный, никогда не ошибается

Фабио Квартараро

В табели о рангах Yamaha Фабио Квартараро так шустро поднимается, что для гонщика команды-спутника это почти неестественно. В начале прошлого сезона MotoGP — дебютного для Эль Дьябло, — планку пилотам М1 ставил Валентино Росси, позже это делал возродившийся Маверик Виньялес. 2020-й начался с безусловного доминирования Квартараро и внутри Yamaha, и во всём чемпионате.

16 июля 21-летний француз подарил на ГП Испании первую победу и себе, и своей Petronas SRT, через неделю в Хересе продублировал достижение. Оба раза Фабио делал это с поул-позиции, оба раза привозил преследователю Виньялесу 4,5 секунды. В 2018 — 2019 годах Мак был автором всех 3 побед Yamaha, теперь флаг компании из Иваты гордо несёт тот, кто в следующем году заменит Росси в Monster Energy Yamaha и станет его соседом.

Ни на том, ни на другом уик-энде на Jerez Angel Nieto Виньялесу нечего было противопоставить восходящей звезде MotoGP. Самую сильную сторону будущего напарника он связывает с фазой замедления. «Фабио очень хорошо тормозит. Его стиль даже не бьётся с «Ямахой»… Он очень хорошо грузит заднюю шину», пояснял Маверик после квалификации ГП Андалусии, когда случайный выезд за поребрик лишил его гарантированного поула в пользу Фабио.

Ни Виньялес, ни Росси, ни Франко Морбиделли пока не могут скопировать эту черту — жесткое торможение обоими колёсами. Пилот Petronas SRT нашел тонкий баланс, где заднее колесо помогает переднему, не подскакивая в воздух, и удерживая траекторию входа с точностью до сантиметра. Победы Квартараро — самый красочный пример предсезонных прогнозов, почему новая задняя шина Michelin так хорошо подойдёт рядным 4-цилиндровым прототипам с их округлыми траекториями.

Талант прошлогоднего дебютанта очевиден не только со стороны, объяснил управкомандой Йохан Штигефельт обозревателю Motorsport Magazine Мэту Оксли. Его способности имеют и цифровое выражение. Телеметрия работы #20 M1 всегда показывает, с какой исключительной точностью ездок ставит его в нужные места трека.

Стоило ему только занять 1 позицию, как преследователь оставался ни с чем — даже при жаре за +30 и температуре асфальта под +60 рассчитывать на его ошибку было бессмысленно. Наоборот, это соперники мучились с перегревом передней шины, мазали мимо поворотов, делали отловы, и теряли время:

Трудно описать ездовую технику Фабио, но он никогда не допускает ошибок. Он всегда ставит байк в то же место, тот же участок торможения, он везде одинаковый. Он такой точный, и никогда не ошибается — вот что нас реально впечатляет, когда мы просматриваем данные. Другие пилоты всегда допускают ошибки, то слишком поздно тормозят, то слишком быстро въезжают в поворот, но Фабио такой аккуратный. Вот его преимущество над другими.

Когда мы просматриваем данные Фабио, шины у него правда хорошо работают, даже при том, что ни у кого они не работают идеально. Если мы смотрим Франко, ему чуть труднее — он поагрессивнее с тормозами, у него чуть больше угол наклона, и он чуть сильнее налегает на газ.

Сейчас суть вождения MotoGP в том, чтобы учиться ездить на шинах, контролировать шины. Это еще один сверхталант Фабио — он так хорошо контролирует шины. Сегодня у Маверика были настоящие затруднения с шинами, а у Фабио нет, хотя у них очень похожая манера настраивать байки.

Карьера Квартараро сделала любопытную петлю. После титулов 2013 и 2014 годов в Moto3 Junior 15-летний «испанистый» француз из Ниццы прибыл в мировой Мото3 как «новый Марк Маркес». За 2015 — 2018 годы Фабио сменил 4 команды в Мото3 и Мото2, выиграл лишь ГП Каталонии 2018. Это избавило его от нелюбимого прозвища, но не такую цену Эль Дьябло хотел за это заплатить.

Летом 2018-го директор Petronas SRT Разлан Разали подписал Квартараро почти от безысходности. До сделки с Хорхе Лоренсо или Дани Педросой так и не дошло, а более надёжного Морбиделли нельзя было оставлять без напарника. Проект автодрома Сепанг собирался дебютировать в MotoGP с обоими гонщиками, не с одним, как в своё время было с LCR Honda или Marc VDS Honda.

7 подиумов 2019-го, 2 победы 2020-го — награда Разали за настойчивость перед спонсором Petronas в пользу такого неочевидного выбора. Так спортивная пресса снова вернула Квартараро статус анти-Маркеса. Большие битвы претендента и чемпиона только впереди, ведь пилот Repsol Honda покалечился в Хересе-1 и пропустил Херес-2:

К тому же Фабио неимоверно крут, и он правда не улетает в облака. Он знает, какой шанс мы ему подарили в том году, и как упорно мы на него работаем. Когда мы его подписали, он не был очевидным выбором на аппарат MotoGP, потому что по большей части был посредственным ездоком Мото2.

Он правда воспользовался преимуществом договора и возможностями, которые мы ему подарили. Когда он впервые пришел к нам, умственно он уже был взрослым — в том, как объяснял работу байка, — но теперь он не мальчик, но мужчина.

Yamaha не выигрывала ГП Испании 4 года, изумительная победа Росси в 2016-м (впервые в карьере MotoGP Доктор лидировал от первого до последнего поворота) была её последним успехом. Спустя неделю на той же трасса марка заполонила весь подиум. К Квартараро присоединились Виньялес и Росси.

Однако подчинить себе компактный 4,4-километровый трек с парой скромных 600-метровых прямиков — не такая и сверхзадача для Yamaha. Её «поворотный» мотоцикл выиграл 9 гонок в Хересе за 19 лет эры MotoGP (против 10 у Honda и 1 у Ducati).

Коронавирусный сезон 2020 стартовал в тепличных для Yamaha условиях. Следующие треки, вероятно, склонят чашу весов в пользу Ducati. Красная Армия может увезти хорошие очки с ГП Чехии 9 августа, и двойного ГП Австрии 16 и 23 августа. На последнем Yamaha будет особенно несладко — у неё 2 подиума за 4 года против 4 побед Ducati.

Знаменитый подъём в гору между 12 и 13 поворотами Автодрома Брно — вечная головная боль для менее мощных байков вроде Yamaha, как и примитивная конфигурация Ред Булл Ринга с 3 прямиками и всего 10 поворотами.

В августе Yamaha будет пытаться защищаться. С сентября и до конца чемпионата в ноябре (сезон MotoGP вырастет с 13 этапов до 14 после добавления нового Гран-При), вероятно, перейдёт в наступление, считает Штигефельт. Впереди еще много площадок, где победная статистика Yamaha очень хороша:

Все знают, как хорошо «Ямаха» работает в Хересе, но у нас впереди трудные треки — Брно, потом Шпильберг. Нам об этом известно, так что мы уже планируем, что следующие 3 гонки будут тяжкими. Будем стараться изо всех сил, пользуясь поворотной скоростью Yamaha.

Вероятно, Брно может сойти нам с рук, но Австрия будет очень-очень трудной, хотя у нас определённо большей лошадиных сил, чем в том году. В Шпильберге нужна большая максимальная скорость, но несмотря на эту помеху, Фабио там очень хорошо проехал в тому году, и взял подиум.

Мы держим в уме, что как только доберёмся до Мизано, дела у нас пойдут лучше. Возможно, потом в Ле-Мане и Валенсии тоже.