Дешевый Росси, дорогой Бьяджи, и другие эпизоды биографии бывшей главы Aprilia

Меландри и Беджио, 2002

После расставания с Aprilia у Росси впереди было много славных лет: он трижды выигрывал титул премьер-категории с Honda, и четырежды с Yamaha. Хотя 41-летний гонщик не брал чемпионатов с 2009-го, это не важно, был убеждён Беджио. Его вклад в популяризацию мотоциклизма в Италии и остальном мире вряд ли когда-нибудь забудут, даже если соцсети не всегда дают такое впечатление:

Сегодня, через это фантастическое приспособление, но так же, к сожалению, через эту многослойную клоаку Facebook я иногда читаю о нападках, критике. Я годами ничего не слышал от Валентино, но с трудом думается, что он изменился.

И меня удивляет, что вероятно, его запомнят как лучшего пилота всех времён, у которого среди его соотечественников были его самые большие хулители. Не говоря о том, что раз в Италии 2-колёсный спорт занимает столько места, становится важным хобби, это во многом благодаря ему.

Когда он уйдёт, нам надо будет поосторожнее, чтобы не повторить в нашем спорте эффект «рефлюкса», как это случилось с лыжами после Альберто Томба.

Будь у Aprilia достойный мотоцикл в премьер-классе, вероятно, в 2000-м Росси дебютировал бы со своим родным производителем, а не японской Honda. Однако марка так и не превратила свой 2-цилиндровый 430-кубовый RSW2-500 в равного противника 4-цилиндровым пятисоткам. Он был юрким и лёгким, но слишком маломощным.

В 99-м Беджио понимал, что чудо-мальчика Aprilia не удержать. Чтобы заполнить пустоту после Валентино, команда подписала на 2000 год подающего большие надежды Марко Меландри, пока что пилота Honda в классе GP125. В 2000-м Меландри дебютировал у Беджио в GP250, и в 2002-м уверенно выиграл титул с 9 победами, словно за рулём RSV250 до сих пор сидел Росси:

Я с начала сезона сердцем чуял, что в конце года Валентино нас покинет, чтобы перепрыгнуть в королевский класс. Вот почему мы как можно скорее подписали Марко Меландри — самого обещающего среди итальянских пилотов.

Как ожидалось, забрав титул, настал ожидаемый момент: Росси заявил, что вот-вот заключит с «Хондой», и мы могли лишь пожелать ему самого лучшего.

Было время, когда показалось, открылось окно для продления и возможность еще одного сезона с нами. Когда я узнал о такой гипотезе, подскочил в кресле. Мысль о продолжении такой необыкновенной комбинации — это лучшее, на что я мог надеяться. И я был готов подписать у него на глазах чудовищный чек.

Однако я тут же понял, что это просто был момент человеческой слабости со стороны 20-летнего мальчика. Мы все в жизни проходим через то же самое, когда вынужденно покидаем удобную спокойную зону, чтобы ступить на неизведанный путь.

Однако было очевидно, с его необъятным талантом он бы разочаровался, оставшись в 250, и судьба вела его гонять и сразу побеждать в 500. Он первым очень хорошо это понял, и дискуссия закончилась, не начавшись.

Мне было жаль, что я не мог предложить ему конкурентную пятисотку. Харада — он решил перейтии в 500, — по-хорошему нас удовлетворил, выиграл поул в Муджелло, и не дотянул до победы в Донингтоне менее секунды. Но наша «бицилиндрика», несмотря на уже надёжный двигатель, не могла показать себя надёжным кандидатом на титул.

Вместе с медлительностью на прямиках нас еще наказывали шины Dunlop. Их динамика была настолько ниже Michelin, что в следующем году в последней экстремальной попытке понять предел байка мы сменим поставщика, и понесём немалые экономические потери.

Завершение сезона 1999 года в Гран-При (Альсамора, Росси и Кривье в Аргентине)

Чемпионы 1999 года в Гран-При (Альсамора, Росси и Кривье в Аргентине)

В эпилоге Ivano Beggio – La mia Aprilia Паванелло приводит слова нескольких пилотов. Росси — один из тех, кто поделился воспоминаниями о бывшей главе Aprilia:

Подписав 3-летний договор с «Априлией», став официальным пилотом сильнейшей марки в 125 и 250, я осуществил мечту. Ивано Беджио был очень утончённым и элегантным мужчиной, всегда окруженный своей легендарной женой Тиной. Но несомненно, лучше всего называть его «патроном», потому что он был непререкаемым шефом целой компании.

Помню те ранние годы, которые сильно сформировали, работу с такими личностями, как [механиками] Ноккьоли и Браззи — тоже приветливых и беззаботных.

Думаю, Беджио тоже был очень весёлым. Вспоминаю, например, как мы отмечали в Бразилии выигрыш титула [в 99-м]. Мы швырнули его в бассейн, одетого. А потом даже Тину.

Когда настала пора подписывать новый контракт в 99-м, я им сказал, что в моих амбициях дойти до 500 — тогда у меня уже было соглашение с «Хондой», — но только если я выиграю титул 250.

Он целиком понимал, что у меня на душе, и ответил, что он без проблем подождёт до конца сезона, и затем мы вместе решим, продлевать ли соглашение или нет. Такая готовность позволила мне избежать неопределённости с будущим, и я ему всегда за это был благодарен.