Дешевый Росси, дорогой Бьяджи, и другие эпизоды биографии бывшей главы Aprilia

Многие сильные пилоты МотоГран-При — из Италии и не только, — гоняли на прототипах Aprilia. Фигуры вроде Валентино Росси, Лориса Капиросси, Макса Бьяджи, Марко Симончелли, Марко Меландри, Хорхе Лоренсо и Альваро Баутисты становились чемпионами на 125-кубовых RS125R и 250-кубовых RSW250.

В 1968 году управление компанией, основанной в 1945-м ради производства велосипедов, перешло из рук Альберто Беджио в руки сына Ивано. Кроме вхождения в сектор дорожных и внедорожных мотоциклов, Ивано сделал другое важное дело — превратил Aprilia в гоночную компанию с проектами на асфальте и грунте.

1985-й стал её первым сезоном в Гран-При. За всю историю Aprilia Racing выиграла 54 мировых титула в Гран-При, Супербайке, супермото и мототриале. Ивано Беджио управлял компанией с 1968 по 2004 год, последние 2 года был её почётным президентом, когда дело его отца было продано мотокорпорации Piaggio Group (сегодня в неё входят Aprilia, Piaggio, Moto Guzzi, Vespa, Gilera, Derbi).

В конце жизни Беджио сел за написание автобиографии, закончить которую ему было не суждено. 13 марта 2018-го после продолжительной болезни знаменитый итальянец скончался в возрасте 73 лет. Его компания до сих пор является самым успешным мотопроизводителем Европы по числу мировых побед (294 в Гран-При, 52 в WSBK, 8 в кубке Superstock 1000).

Автор Клаудио Паванелло взялся за дело закончить биографию Беджио. Издатель разрешил порталу Marca процитировать несколько историй за несколько дней до выхода 250-страничной Ivano Beggio – La mia Aprilia («Ивано Беджио — моя Априлия) в Италии.

Беджио, Бьяджи, Пернат, середина 90-х

Наиболее успешным ездоком Aprilia остаётся Макс Бьяджи с 3 чемпионствами GP250 (1994 — 1996) и 2-я в WSBK (2010, 2012). Как и с Валентино Росси позднее, именно Aprilia привела Бьяджи в мировой чемпионат. В сезоне 1991 он провёл первые 4 гонки в GP250, будучи чемпионом итальянской серии Sport Production.

Росси появился на Мире на 5 лет позже, и тоже как чемпион Sport Production. После дебютного сезона 1996 в частной команде AGV Team спортивный директор Aprilia Racing Карло Пернат вручил юному Доктору 3-летний договор с возможностью перейти в GP250. Ни Беджио, ни Пернат не прогадали. За эти 3 сезона в заводской Nastro Azzurro Aprilia он взял титул GP125, затем стал вице-чемпионом и чемпионом GP250:

Все битвы вокруг Бьяджи привели к тому, что дебют Валентино Росси, который закончил 9-м 125-кубовый Мондиале и выиграл в Брно свою первую гонку, прошел почти незаметно.

Пернат привёл Росси в офис как многообещающего молодого человека, но на самом деле мы в первую очередь видели в нём сына Грациано — запоминающегося и цветастого итальянского таланта в 250 и 500, который не до конца раскрылся из-за ряда происшествий в 80-х. Помню, как Луччинелли, Унчини, Феррари и его называли «четырьмя мушкетёрами Мондиале». Вдобавок, Грациано помогал нам с развитием нашей 125-ки.

Кто бы мог предположить, что мальчик, с которым мы заключили первый договор на 30 миллионов лир (у Бьяджи было где-то 2 миллиарда), станет безусловным главным героем Мондиале, обещающего стать крупнее Джакомо Агостини?

Беджио и Росси

Marca посняет: в 1996-м 30 миллионов лир равнялись сегодняшним 15 493 евро. В то же время Aprilia в пересчёте на сегодня платила Бьяджи 1 миллион евро за сезон. Солидно для гонщика промежуточной категории GP250, еще не добравшегося до премьер-класса.

В 97-м Бьяджи из союзника Aprilia превратился во врага. Гонщик Honda в команде Эрва Канемото — с ним Эдди Лоусон в 89-м выиграл GP500 в незаводской Rothmans Kanemoto Honda, — добавил еще один титул GP250 вдобавок к 3 предыдущим на Aprilia. Пускай сейчас Бьяджи — посол Aprilia и лицо марки в мире спорта, их первая глава в 90-х закончилась разрывом.

Впервые Росси и Бьяджи встретились в категории GP500 в 2000 году. Но искры между итальянскими чемпионами стали проскакивать задолго до этого момента:

В 97-м Макс отомстил нам, отобрав титул. Харада был только 3-м, с 3 победами, тогда как Капиросси финишировал 6-м всего с 3 третьими местами. Поражение жгло, но к счастью, у нас был Валентино, который выиграл 11 гонок [GP125].

И тогда начались его необыкновенные представления, которые конечно многие помнят: в Муджелло — кукла [фотомодели и подруги Бьяджи] Клаудии Шиффер, в Донингтоне он оделся как Робин Гуд. Радость, простота, повседневный стиль этого нового чемпиона мира помогли нам забыть всё напряжение с колким Бьяджи.

Вскоре все полюбили Валентино, от детей до бабушек-дедушек, что помогло мотоциклизму стать еще популярнее.

Беджио, Росси, Капиросси

В 97-м Росси со 2 попытки выиграл титул GP125 — свой первый в Гран-При. Путь по 250-кубовой категории итальянец прошел в той же манере — разгонный дебютный и чемпионский следующий.

Валентино доминировал над дуэтом Honda Тору Укава и Лорисом Капиросси. Он заполучил титул GP250 с 9 победами против 5 у данных соперников. Доктор полностью оправдал надежды Aprilia, итальянская молодёжь еще сильнее полюбила производителя из Ноале, который предлагал весьма доступные серийные версии 125- и 250-кубовых гранприйных бойцов:

Сезон 1999 в GP250 был значимым. Мы знали, Валентино выиграет одной левой, что вывело популярность «Априлии» на вселенский уровень.

Когда вижу, как сегодня гоняет Росси, мысленно неизбежно переношусь в ту крайне счастливую пору. Лично у меня сохранились необыкновенные воспоминания о пилоте из Тавулии. Рядом с ним всегда была радость и спонтанность. И я не припомню в команде ни единого разногласия, недопонимания или плохого настроения.

Конечно, когда доходит до пунктуальности, это не самый надёжный в мире человек. Вспомнить хотя бы сенсационную «засаду», которую он устроил [чемпиону Формулы-1 в 97-м] Жаку Вильнёву. Росси как его фанат выразил желание с ним встретиться, и Пернат свернул горы, чтобы организовать встречу 2 молодых чемпионов мира в Болонье по случаю автосалона. Канадец пришел вовремя, Росси так и не явился.

В остальном, Валентино со своей ватагой друзей мог зажечь и разрядить любую обстановку. Хотя я был очень молод, я видел, что он всегда дарил мне много сил и психологической свободы в период, когда несмотря на гигантский успех компании, у меня был сильный стресс.