Сколько еще этапов MotoGP «съест» коронавирус?

Последствия коронавируса для моторных видов спорта (обн. 12.03)

Пандемия коронавируса COVID-19 прижала Dorna Sports и федерацию FIM к стенке. Организаторам MotoGP ничего не остаётся, как откладывать на конец сезона всё новые и новые Гран-При.

Всего за 11 мартовских дней календарь-2020 претерпел 6 обновлений: из него был вычеркнут заезд MotoGP на ГП Катара 8 марта, сдвинуты Таиланд (с 22 марта на 4 октября), США (с 5 апреля на 15 ноября), Аргентина (с 19 апреля на 22 ноября), а финальная Валенсия даже дважды (с 15 на 22 ноября, затем на 29 ноября).

При такой динамике в ближайшее время конца переносам не видно. Следует ожидать срыва всё новых и новых этапов. В данный момент положение настолько неочевидное, что любой, кто задумывается о полном крахе сезона MotoGP 2020, может не считать себя сумасшедшим. Ни в чём нельзя быть уверенным — это единственное, в чём можно быть уверенным.

Критическая точка чемпионата — 13 Гран-При. Всё что меньше, автоматически лишит его статуса мирового. Даже в последней версии календаря всё еще 20 этапов, но это скорее видимость, а не факт.

Из сезона исчезло полноценное начало, перенесён один мартовский этап и оба апрельских. Классы Мото2 и Мото3 вытащили счастливый билет, когда остались в Катаре после предсезонных тестов и провели открытие сезона, но теперь и они присоединилсь к старшему MotoGP. Как минимум ближайшие 1,5 месяца им нечем заняться.

Следующий пункт в редакции календаря от 11 марта — ГП Испании 3 мая. Если не считать младших заездов в Катаре, чемпионат впервые с 2006 года откроется европейской гонкой в Хересе. 14 лет назад в самом начале стоял именно этот трек в провинции Андалусия, пока в 2007-м на эту вахту на заступил катарский Losail International Circuit.

К сожалению, когда из-за вируса COVID-19 каждый день переносятся и отменяются крупные события по всей планете — соревнования, выставки, фестивали, и т.д., — любые даты в календаре MotoGP являются не более чем числами. Планы, которые еще недавно казались прочными, оказываются бессмысленными. К примеру, и организатор ГП Таиланда, и организатор ГП Аргентины прилюдно заявлял, что этапам ничего не угрожает. Проходило несколько дней, и всё оказывалось ровно наоборот.

Хотя у Dorna и FIM в кармане много идей по спасению чемпионата — откладывание гонок, гонки при пустых трибунах, совмещённые гонки MotoGP и WSBK, двойные Гран-При за раз, замена «выбывших» треков на другие, отдельные зоны проживания для участников MotoGP из зараженных стран, — в этом арсенале всего одно рабочее средство: изменение даты гонки. Несмотря на все старания последней пары недель, ничего другого сделать не получается. На коронавирусном «фронте» идёт массовое отступление.

Терпят бедствие и другие мировые чемпионаты FIM. Вслед за срывом катарской гонки MotoGP 8 марта был отложен на неопределённый срок катарский этап WSBK 13 — 15 марта. 11 марта в календарь WSBK были внесены сразу 2 правки: этап в Хересе с 27 — 29 марта перенесён на 23 — 25 октября, этап на Маньи-Куре с 25 — 27 сентября на 2 — 4 октября. Причина изменения даты последнего — желание избежать пересечения с ГП Арагона 27 сентября, который был сдвинут на неделю назад переехавшим ГП Таиланда. До этого там было пустое место.

Еще одна отмена, только неофициальная — отказ КТМ от частных тестов в Хересе 18 — 20 марта. Австрийцы решили не рисковать разъездами по Европе, пока идёт вспышка вируса. На этот совместный тест рассчитывали также Aprilia, Suzuki и Honda. Похоже, в Херес поедет только Honda, потому как её база в Бельгии, а не Италии.

В мотокроссовом чемпионате MXGP происходит то же самое. ГП Аргентины вместо 22 марта пройдёт 22 ноября (одновременно с этапом MotoGP), ГП Трентино в Италии вместо 5 апреля состоится 19 июля. Последние новости от 11 марта — ГП Португалии вместо 26 апреля отложен на 18 октября, а новая дата ГП Испании — 11 октября вместо 19 апреля.

События в соседних мотоциклетных чемпионатах позволяют предположить, что скоро рухнут соответствующие этапы MotoGP. ГП Испании вряд ли сможет состояться 3 мая, когда испанский этап Супербайка на том же Хересе только что отложен. Этап MXGP в Трентино на сильно зараженном севере Италии получил другую дату, и это значит, что ГП Италии 31 мая в Муджелло тоже под угрозой. Если коронавирус к осени не сбавит обороты, с ГП Сан-Марино 13 сентября, вероятно, тоже придётся попрощаться.

Последние переносы в мировом Эндурансе EWC тоже не сулят MotoGP ничего хорошего. 43-й марафон «24 часа Ле-Мана» во Франции вместо 18 — 19 апреля пройдёт 5 — 6 сентября, предварительные тесты 31 марта — 1 апреля отменены насовсем. Это было сделано сразу после распоряжения министра здравоохранения запретить во Франции все события, если на них больше 1 000 человек.

Раз так, ГП Франции 17 мая тоже можно считать сорванным. Вместе с испанским и итальянским этапами это будет значить, что и май в MotoGP полностью свободен. Во всём мире COVID-19 желали бы взять под контроль и как можно скорее обуздать, но пока вирус примерно на 10 шагов впереди всех.

MotoGP вместе с другими моторными чемпионатами оказался в таких тисках антивирусных мер, что тяжело даже пошевелиться. Запреты на крупные мероприятия, отмены авиарейсов, карантинные зоны в аэропортах становятся обязательными для городов, регионов и целых государств, которые хотят хоть как-то защититься от COVID-19. И это — минимальный набор мер. В ход может идти всё — отмены занятий в школах, сокращённый рабочий день, запрет приближаться к другим людям ближе чем на метр, и даже похороны без присутствия близких.

Так как чемпионаты вроде MotoGP, WSBK и MXGP очень «итальянистые» (в MotoGP около 40% паддока), каждая новая антивирусная мера в Италии прямо сказывается на их способности ездить на соревновнования. К сожалению, страна уже парализована: сверхкарантин от 11 марта запрещает всем жителям без особого разрешения ездить даже в соседние города. Пока он действует до 3 апреля, но может быть расширен.

Вдобавок, правительство соседней Испании запретило всё авиасообщение с Италией. Множество других стран в мире поступают так же — как можно сильнее от неё отграничиваются. На стране повесили гигантский антивирусный замок.

Если Италия никуда не едет, как могут куда-то ехать MotoGP, WSBK и MXGP? Мы снова возвращаемся к начальной мысли — в какой-то момент ком из сорванных Гран-При может вырасти до таких размеров, что от сезона мало что останется.

Увы, каждый день становится лишь хуже предыдущего. Числа заражений и смертей растут растут всё быстрее, под волну COVID-19 попадают всё новые страны, где неделю-другую назад не было ни заболевших, ни погибших. На 12 марта коронавирус проник во все 17 стран, которые входят в календарь MotoGP 2020.

Данные ВОЗ:

Италия: 12 462 зараженных, 829 летальных исходов
Франция: 2 281 и 48
Испания: 2 140 и 47
Германия: 1 567 и 3
США: 987 и 29
Япония: 620 и 15
Нидерланды: 503 и 5
Великобритания и Северная Ирландия: 460 и 6
Катар: 262, смертей нет
Австрия: 182, смертей нет
Малайзия: 129, смертей нет
Австралия: 122 и 3
Чешская Республика: 94, смертей нет
Сан-Марино: 60 и 2
Таиланд: 59 и 1
Финляндия: 40, смертей нет
Аргентина: 19 и 1

Этапы MotoGP невозможно переносить бесконечно. На данный момент с конца сентября по конец ноября уже выстроены 8 Гран-При, дальше придётся заполнять декабрь. Председатель Dorna Кармело Эспелета намерен проводить гонки «хоть до Рождества», а президент FIM Хорхе Вьегас уверен, что сезон можно протянуть аж до января 2021-го!

В какой-то момент переносы определённо закончатся. Сезон 2020, если он станет и дальше деформироваться, будет невозможно спасти так, чтобы не навредить сезону 2021. После чемпионата командам предстоят тесты, и кроме того, без зимних каникул оба сезона слипнутся в один. Было бы безумием лишать гонщиков, механиков, инженеров, журналистов и прочих специалистов MotoGP передышки после такого сумасшедшего сезона. Не исключено, межсезонные тесты 2020/2021 будут сильно урезаны. Например, за счёт ликвидации тех, что идут после сезона.

Даже перенесённые соревнования считаются запланированными только на основе одного — уверенности, что к осени пандемия COVID-19 точно сбавит обороты. Если не сбавит, все текущие санитарные меры, которые не дают чемпионатам устроить хоть что-то, останутся в силе, и скорее всего, даже в более обширных масштабах.

Пожалуй, со Второй мировой войны глобальный мотоспорт еще не знал настолько мрачных времён.


Интересуетесь также другими видами спорта, в том числе Формулой 1? Читайте новости на новом сайте BRO News