Суми: Yamaha сильно нервничала, пока Маверик не выиграл Ассен

Как только руководство Yamaha MotoGP перешло в руки Такахиро Суми, в хромающий проект проник оптимизм. Бывший старший инженер шасси М1, сменив Кудзи Ция (при нём Yamaha печально запомнилась 25 проигрышами подряд в 2017 — 2018 годах), вывел инженеров на верный путь. Благодаря не самым масштабным, но бьющим в цель мерам Monster Energy Yamaha MotoGP в 2019 года стала второй в командном зачёте после Repsol Honda, оттеснив Ducati Team.

Суми-сан сделал верные выводы из ошибок предшественника, объяснил он в интервью MotoMatters. Шасси М1 было в порядке, несмотря на жалобы Валентино Росси и Маверика Виньялеса, которые явно указывали на комбинацию рама/маятник. Эксперт по тяжелым торможениям Виньялес часто промахивался мимо поворотов, словно сзади его байк кто-то толкал. У Росси не получалось выезжать из поворотов без пробуксовок на поздних стадиях гонки, когда задняя шина была на исходе.

Команда Суми не стала влезать в шасси — вместо этого на влезла в двигатель, и соответно, в управляющую электронику Magneti Marelli. Переработанная версия для сезона 2019 притупила обе проблемы — уменьшенная инерция на замедлении вернула Маверику ценные метры тормозного пути, смягчённая реакция на газ помогла Валентино:

Перед началом разработок к сезону 2019 мы с инженерами, командами и ездоками обсудили, чего нам не хватало, и над чем следует сосредоточиться. Хотя люди говорят, что поворачиваемость — одна из сильных черт «Ямахи», в 2017-м и 2018-м мы не могли получить на этом достаточно преимущества.

Очевидно, у нас нет той же максимальной скорости, как у Ducati, так что нашей задачей была разработка байка, который сильнее всех на на 100 метрах до и на 100 метрах после поворота. Вы можете допустить, что мы улучшили шасси, но этим мы особо не занимались. На чём мы сосредоточились? На улучшении двигателя в порядке повышения конкурентности в поворотах.

Росси пригодился опыт младшего напарника. На зимних тестах 2018/2019 Yamaha нашла рабочее решение для байка Виньялеса, которое затем одобрил и Росси. Это значило, что у мотоциклов похожие неприятности, несмотря на разные отзывы пилотов. Понимание этого упростило работу инженерам, ведь двух эволюционных направлений не требовалось:

Хотя Валентино говорил, у него проблемы с разгоном, а Маверик говорил, он затрудняется с торможением, когда мы улучшили настройку Маверику для входа и опробовали её у Валентино, у него она тожа сработала. Жалобы обоих ездоков на вид были разными, но «лечение» одного хорошо сработало и у другого. Это значило, нам надо было сделать примерно одинаковое для обоих ездоков. В результате байки обоих ездоков стали почти одинаковыми, не было большой разницы.

Но мигом выбраться из кризиса не получилось. Первым в 2019 году заблудился Виньялес. Поул-позиция на старте сезона в Катаре, как оказалось, ничего хорошего не сулила на ближайшие Гран-При. Мак впервые взошел на подиум 3 этапа спустя в Хересе, тогда как у Доктора уже были призы за Аргентину и США.

Когда прошел тест после ГП Каталонии, испанец обрёл настоящую уверенность. Бригада #12 после долгого блуждания (двигатель М1 2019 был явным прогрессом, но теперь отставало шасси — не было базовой настройки) настроила мотоцикл так, как и хотел её гонщик. Виньялесу вернули тонкий баланс между агрессивным вождением и экономным расходом шин. За рулём испанец мог стать прежним собой.

Очень быстро к Yamaha пришла первая победа. В Ассене, на следующей гонке после того ключевого теста, испанец выиграл, дебютант Фабио Квартараро взял 3 место. Неожиданно на руках Yamaha оказался первый двойной подиум за год — такого не было с прошлого ГП Германии. Во второй половине чемпионата Мак добился еще 5 призов, включая выигрыш ГП Малайзии. С бронзой MotoGP он стал лучшим райдером Yamaha.

Квартараро своими 7 подиумами и 6 поул-позициями подтвердил, что у нового М1 нет изъянов, не считая слабой максимальной скорости. Конкурентность прототипа из Иваты удалось восстановить настроечной работой (Виньялес) и точным эффективным пилотажем в стиле Хорхе Лоренсо (Квартараро). Правда, Росси продолжал блуждать в поисках ответов. Его М1 проигрывал союзным и по тормозному пути, и по набору скорости. В любом случае, успехи двух молодых напарников говорили о верных решениях Такахиро Суми:

В начале сезона мы сильно нервничали, пока не выиграли гонку в Ассене, буду честен. Мы всегда стараемся улучшить мощь нашего двигателя, но в сезоне 2019 Honda обрела ту же максимальную скорость, что у Ducati, да и КТМ тоже стал быстрее. Это значит, Yamaha стала медленнее по сравнению с ними, и поэтому нашим ездокам стало трудно как никогда.

Надо было что-то делать, но так как технический регламент оговорён, нам нельзя улучшать свой двигатель, чтобы по ходу сезона набрать больше мощи. Как следствие, мы старались понемногу улучшать свои шасси и настройку, и ставить задачу побеждать в тех гонках, где у нас не было большого недостатка скорости.

На ГП Каталонии, хоть никто из наших райдеров и не смог набрать хорошего результата из-за массового завала на втором круге, до аварии у них была хорошая связь. Та настройка помогла Маверику выиграть гонку в Ассене. Во второй части сезона он вернулся в свой ритм и во многих гонках мог преследовать Марка.