Байер: Приятно посмотреть на Педросу в КТМ

Откатав 13 лет за Repsol Honda — рекордный показатель преданности команде за всю 71-летнюю историю МотоГран-При, — Дани Педроса не повесил шлем на гвоздь. В конце 2018-го испанскую легенду MotoGP перехватил КТМ — один из злейших соперников Honda по рынку гражданских мотоциклов и внедорожным соревнованиям вроде мотокросса/суперкросса и ралли-марафона «Дакар». Этому подарку судьбы австрийская компания не может нарадоваться до сих пор.

Глава заводской команды Red Bull KTM Майк Ляйтнер фактически срежиссировал переход 3-кратного вице-чемпиона MotoGP в лагерь КТМ. Ляйтнер возглавлял гоночную бригаду Педросы в 2004 — 2014 годах, и помог миниатюрному испанцу выиграть львиную долю из его 54 триумфов в MotoGP. За минувший период их дружба никуда не делась.

Следующей работой заслуженного австрийца стало управление проектом КТМ. Когда Педроса стал свободен, уступив место в Repsol Honda Хорхе Лоренсо, Ляйтнер не мог упустить шанса привести в команду своего бывшего гонщика. Поначалу решение оказалось неочевидным и даже рискованным, ведь вес Педросы едва превышает 50 кг — на 15 — 20 кг ниже среднего показателя MotoGP, — и вдобавок, испанец хрупок. За годы в чемпионате это подтверждалось переломами костей и другими травмами почти при каждом падении.

Для Ляйтнера эти обстоятельства не были существенными. Наоборот, из-за скромных габаритов Дани обладал недоступной для остальных гонщиков сверхчувствительностью к настройкам и балансу мотоцикла. Это делало из него ценного тест-пилота в Honda, делает и сейчас в КТМ. Хотя испанца пришлось подождать: в феврале 2019-го он перенёс операцию на правой ключице, и приступил к делам на майских тестах в Муджелло. Педроса не набрал достаточно сил и проехал лишь пару кругов. Его настоящая работа над RC16 стартовала с июньского теста после ГП Каталонии.

Директор KTM Motorsport Пит Байер рассказал Speedweek, что Самурай не даёт ни единого повода усомниться в себе. После 13 лет гонок и тестов Honda RC213V ему очень интересно заниматься совсем иным KTM RC16. С другой стороны, эти мотоциклы не являются антиподами: их роднят двигатель V4 и диковатые повадки на треке. Других Дани в MotoGP и не знает:

Приятно посмотреть, как хорошо наша тест-команда работает с Дани. До этого я Дани правда не очень хорошо знал. Когда мы подписывали договор, пристально глядели друг на друга. Майк был предельно сдержан. Он определённо не хотел, чтоб мы там давили на Дани, потому что он его очень хорошо знал. Инициатором контакта со мной был Майк, но потом мы добровольно выбрали Дани.

С самого начала Дани производил впечатление, что ему хочется глубоко зарыться в наш проект. Ему был не нужен маркетинговый договор, чтоб что-то зарабатывать и держаться в паддоке. Такого вопроса перед ним не стояло. Он хотел двигать наш проект MotoGP. Однако, с видным бывшим гонщиком может получится так, что у него будет ощущения выполнения скучной, мелкой работёнки. Дани, наоборот, правда упорно трудится.

Появление Педросы не только разгрузило заводскую команду — в 2017-2018 годах Поль Эспаргаро и Брэдли Смит из Red Bull KTM испытывали так много новинок на уик-эндах, что фактически были и гонщиками, и тестерами в одном лице, — но и помогло тест-бригаде.

С декабря 2018-го, когда Дани провёл дебютные тайные тесты в Хересе, на КТМ трудится дуэт испытателей, включая Мику Каллио. Трудяга из Финляндии оттачивал RC16 с самого 2016 года, но не имел ни достижений, ни опыта Педросы. Байер рад тому, насколько уместным стал приход Педросы в развивающийся, но несколько забуксовавший на одном месте проект. За 3 сезона единственным достижением проекта стало мокрое 3 место Поличчио на ГП Валенсии 2018. КТМ делает шаги вперёд, но недостаточно широкие, чтобы потеснить кого-то, кроме вечно отстающей Aprilia:

Несмотря на уменьшение количества тестовых дней, мы на тестах не дефилируем. Все наши машины ездят на полной скорости, потому что нельзя проводить чаще одного полезного теста в месяц. После теста сначала надо приехать домой, оценить данные, и затем снова произвести новый материал. Некоторые части долговременные, они были заказаны [у поставщиков] заранее, недели или месяцы назад, и появятся когда-нибудь потом. Чтобы так делать, нужно досконально знать о находках с последнего теста.

Возможности нашей тест-команды определённо эффективны. Большего сделать нельзя, потому что мы не можем производить так много материала. К тому же надо обеспечивать четверых ездоков MotoGP для Гран-При. Когда надо присматривать за амбициозным тест-пилотом вроде Педросы, дел хватает. С Дани нам есть, чем заняться.

На треке в Хересе, где среди прочего тестируется КТМ и другие марки MotoGP по несколько раз в год, Самурай выиграл 3 гонки MotoGP — в 2008, 2013 и 2017 годах, когда выступал за Repsol Honda. По словам директора KTM Motorsport, в 2019-м в седле RC16 Педроса уже превзошел собственные времена круга прошлых лет. Видя такую скорость, невозможно отделаться хотя бы от мысли представить 33-летнюю легенду MotoGP на гонке по шальной карте.

Однако Дани поставил на гонках жирную точку. Первый раз он исключил разовое участие в MotoGP при подписании соглашения с КТМ. Второй раз произошел в 2019-м, когда Жоанн Зарко за неподобающие комментарии о несовершенстве RC16 был выгнан из команды. Фамилия Педросы связывалась и с временной заменой Зарко на остаток года (с ГП Арагона до Валенсии эту работу выполнял Каллио), и с полноценным возвращением в 2020-м. Байер услышал прежний ответ — его звёздный тест-пилот не собирается больше гонять в MotoGP.

Даже если Педроса ответил бы согласием на предложение «тряхнуть стариной» на гоночном уик-энде в Хересе, в этом нет практического смысла. 4 гонщика на заводских мотоциклах одного года дают КТМ уйму полезной информации о работе компонентов, не говоря о тест-пилотах. Шустрый и сверхопытный Педроса эффективен в роли ведущего испытателя RC16. Прототип 2020 года уже крайне воодушевляет. Большего КТМ и не требуется, объясняет Байер:

Пока Дани не выражал интереса к участию в гонке, но я давно убрал из своего словаря слово «невозможно». Я не могу заглянуть в Дани, но пока что такой проблемы безусловно нет. У нас очень чёткое соглашение: Дани Педроса не должен и не будет за нас гонять. Как тест-пилот он сейчас очень ценен для нас. Такая разовая гонка подарила бы огромные эмоции, но долгосрочной помощи нашему проекту MotoGP от этого не будет.

Дани уже так хорошо сработался с нашей инженерной командой и тест-командой. Когда Дани приезжает к нам в Иннфиртель, команда так вместе рассаживается, что принимаешь его за одного из инженеров. А на воздухе, на треке он снова ездок. С нашей тест-командой он образовал очень хорошую команду. Он всегда говорит «мы», как будто до разработческой команды КТМ раньше нигде не работал. Приятно посмотреть, но я исключаю, что Дани будет гонять.