Ривола: Моя цель — сделать из Aprilia официальную команду

Новый глава Aprilia Racing Массимо Ривола застал самого слабого конструктора MotoGP в неважной форме, когда заступил на должность зимой 2019 года. Ознакомившись с положением дел, бывший спортивный директор формульной команды Scuderia Ferrari (2009 — 2015) и молодёжной Ferrari Driver Academy (2016 — 2018) понял, что проект Aprilia MotoGP не страдает от чего-то одного. Ему требовались улучшения во всех областях.

Ривола встал у руля коллектива, который не мог подняться со дна турнирной таблицы. Марка вернулась в MotoGP в 2015-м после перерыва в целое десятилетие (3-цилиндровый прототип RS³ был сколь технологичным, столь и сырым, проект был закрыт по окончании 2004-го), и 5 сезонов набирала наименьшее количество очков среди контрукторов. Компания из Ноале до сих пор проигрывает даже австрийскому КТМ, которые дебютировали в MotoGP всего 3 года назад. Сезон 2019 она завершила на 6 месте кубка конструкторов (из 6), на 9 месте среди команд (из 11).

При 48-летнем Массимо в команду потекла свежая инженерная кровь. Сильный недоштат, дублирование обязанностей нескольких человек — главные причины, почему Aprilia так неубедительно развивала свой прототип на фоне остальных игроков MotoGP, в первую очередь Honda и Ducati. Например, за 2018 год на RS-GP ни разу не обновили аэродинамическое опережение, а бесчисленные изменения в шасси с точки зрения динамики были или топтанием на месте, или шагом назад.

В 2019 году Алейш Эспаргаро и Андреа Ианноне ругали и настройки электроники. Контроль тяги «отдыхал» там, где был нужен больше всего — на разгоне в сильном наклоне, когда байк цепляется за асфальт боковинами покрышек и очень чувствителен даже к слабому открытию дросселя. Неэффективный разгон приводил к низкой максимальной скорости.

Вклад новых специалистов станет виден в 2020 году. Осенние тесты в Валенсии и Хересе команда провела со старыми RS-GP 2019 года, однако новые люди в гараже заряжали её оптимизмом. Как заметил Алейш, «За последние несколько месяцев инженеров пришло больше, чем за несколько последних лет. К нам присоединились 6 человек, и поэтому я оптимистичен». Испанец уже побывал на фабрике Aprilia Racing и повидал новый RS-GP. Теперь он заряжен еще большим энтузиазмом накануне нового сезона.

На тестах в Валенсии после финала сезона в гараже Aprilia высадился десант высококлассных специалистов. Итальянскую команду усилили такие люди, как:

  • Стефано Ромера, старший инженер-электронщик (был главой электронного отдела Scuderia Ferrari F1, трудился в Aprilia Racing в 1999 — 2002 годах)
  • Марко де Лука, глава развития байка (был аэродинамиком у McLaren и Ferrari в Формуле-1)
  • Элена де Чиа, электронщик (была аналитиком динамики и создателем электронных стратегий в Suzuki Ecstar в 2017 — 2018 года, через 2 года вернулась в Aprilia)
  • Паоло Бьязио, двигателист (вернулся из Ducati)
  • Микеле Фантини, электронщик (был инженером-электронщиком у BMW и Ferrari)
  • Андреа Агудджаро, специалист по материалам (перешел из Lamborghini).

Ривола запланировал и другое большое дело — превратить Aprilia в полноценную заводскую команду. В 2015 — 2018 марка выступала по соглашению с частной командой Фаусто Грезини, в прошлом году оно было продлено на период 2019 — 2021, до конца действия торгового соглашения между организатором Dorna Sports и командами чемпионата.

Нового продления, похоже, не будет. Не только потому что между Aprilia и Gresini Racing постоянно подскакивало напряжение из-за застоя результатов за границами топ-10. В числе прочего, это вопрос статуса — в MotoGP только у Aprilia нет заводской команды, в отличие от Honda, Ducati, Yamaha, Suzuki и КТМ. Марка, принадлежащая крупному мотоциклетному концерну Piaggio Group, собирается это исправить, и заполучить собственную чемпионатную ячейку, рассказал Ривола Speedweek:

Все контракты истекают в конце 2021-го. Моя цель — появление после 2021 года официальной команды Aprilia на период 2022 — 2026.

Кроме того, программа Aprilia MotoGP недостаточно обширна для качественного развития мотоцикла. В распоряжении команды всего 3 ездока — Эспаргаро, Ианноне, и тест-пилот Брэдли Смит. Если не считать Suzuki, которая хорошо себя чувствует в таком же формате и всё равно выигрывает гонки (2 победы с Алексом Ринсом в 2019-м), другие заводы делают иначе — вовлекают в работу по развитию больше пилотов, выдавая им обновляемые заводские байки. Впереди всех КТМ — в 2019 году марка выдала Red Bull KTM и Red Bull KTM Tech 3 по паре новых аппаратов. В 2020-м у Ducati тоже будет на решетке 4 заводских Desmosedici для Ducati Team и спутника Pramac.

Больше мотоциклов означает сбор больших данных, более качественную проверку новых компонентов. Предположительно, у Aprilia наименьший бюджет среди марок MotoGP. Чтобы Piaggio Group увеличил его, марке нужно доказать, что она максимально эффективно использует текущий. С такими блеклыми результатами (лидер команды Эспаргаро был 15-м в 2017-м, 17-м в 2018-м и 14-м в этом сезоне) доказать ничего не получится. Ривола надеется, новый RS-GP начнёт выравнивать положение вещей:

С 4 байками разработку можно вести быстрее. Мы хотим убедить Piaggio. Конечно, обязательства будут совсем другими, но с моей точки зрения, этой дорогой и следует идти. Однако сначала надо доказать Piaggio свою надёжность.

Если мы получим хорошие результаты и покажем хорошие числа, может, Piaggio согласится пойти в нужном направлении. Но не могу гарантировать, что это случится.