Байер: Зарко не привык к заводской команде

Разлад с наставником Лореном Феллоном сильно навредил Жоанну Зарко, считает директор KTM Motorsport Пит Байер. История, которая началась в 2018 году с момента объявления Зарко гонщиком Red Bull KTM на период 2019 — 2020, закончилась тем, что после недавнего ГП Сан-Марино француза убрали из команды ради тест-пилота Мики Каллио. По мнению Байера, будь рядом с Зарко его наставник, он бы не реагировал так остро на проблемы. Например, на ГП Испании перед ТВ-камерой он гневно отозвался о качестве RC16, чем разозлил председателя компании КТМ Штефана Пирера.

Феллон — человек, благодаря которому француз начал карьеру в Гран-При. Зарко не получил выгоды от чемпионства Red Bull Rookies Cup первого издания (2007), в мировой категории GP125 никто не предлагал ему договор с зарплатой. Наоборот, команды были готовы снабдить мотоциклом только в обмен на немаленькие суммы. Феллон три года рисковал благосостоянием собственной семьи, чтобы Зарко гонял в 2009 — 2011 годах в младшем Гран-При. Даже когда француз в 2011-м бился за титул GP125 с Нико Теролем в финской команде Ajo Motorsport, его участие оплачивал Феллон. Он был больше, чем менеджером и партнёром по тренировкам. Он был архитектором его карьеры.

Вложения всё-таки окупились. С дебютного в класе Moto2 2012 года Зарко начал получать зарплату, и стал чемпионом 2015 и 2016 годов с Ajo Motorsport — с той же командой, с которой едва не выиграл титул GP125. Он добавил два независимых титула MotoGP 2017 и 2018 годов с Yamaha Tech 3, и в 2019-м впервые стал гонщиком заводского коллектива. Но ничего хорошего не вышло. По просьбе Жоанна на ГП Австрии из договора был вычеркнут 2020 год. Накануне ГП Арагона свой ход сделал завод: КТМ был готов мириться с финишами на 10 — 15 местах, но не с буйными реакциями Зарко на неуправляемый (в его руках) мотоцикл.

Райдер #5 не называл точной причины разлада с Феллоном. Предположительно, он не собирался идти в Red Bull KTM, а нацеливался на Repsol Honda. Но менеджер француза еще с конца 2017-го беседовал с КТМ о заключении договора, что и было сделано. Последний раз Лорен сопровождал Жоанна на ГП Италии 2018. Гонщик уволил менеджера, хотя продолжил с ним тренироваться. В конце концов, отношения сошли на нет. В 2019-м новым наставником с ГП Испании стал чемпион мира и США по мотокроссу/суперкроссу Жан-Мишель Бэйль. Эти отношения тоже закончились, когда Зарко попросил у КТМ досрочного освобождения от контракта.

Феллону удавалось сглаживать порывистость Зарко, считает Байер. И будь он до сих пор рядом, история в КТМ, может, сложилась бы иначе, так как Жоанн не был бы так отрицательно настроен к прототипу RC16:

Я бы сказал, да. Я думаю, он тоже осознал какие-то вещи, и само собой, сейчас он поедет домой и подумает, что случилось, что пошло целиком не так. Но по мне так случилось что-то огромное, когда он расстался с Лореном Феллоном, потому что этот парень психологически лучше им «рулил». Так что думаю, нам не повезло и в том, что мы взяли его в неправильный момент.

Ему захотелось стать взрослым, самому организовывать свою жизнь, и порвать все старые связи. И я думаю, какие-то старые связи помогали ему держаться держаться на прямой линии. В конце концов, ему надо вырасти, и вся эта история сделает его сильнее.

Жоанн не занимался испытательной работой в первые сезоны MotoGP, так как был незаводским гонщиком в спутниковой команде. В КТМ он получил то, чего желал — заводской обновляемый мотоцикл, заводское оборудование и заводских инженеров. Но к этому прилагался постоянный тестовый труд, к чему француз, по мнению Байера, оказался не готов:

Заводская команда была чем-то новым. Нужно делать собственный байк. Вот базовый байк, а вот 100 частей на выбор. Если 10 раз выбрать неправильно, байк полностью отличается от вашего напарника. А если вы как заводской гонщик хотите выжить, надо быть очень холодным в выборе вашего байка, и извлекать из этого преимущество. Думаю, здесь он многому научился.

Ему надо было тестировать много вещей, а он к такому не привык. Раньше он был с Эрве [Поншаралем в Yamaha Tech 3], его байк был готов к езде, и ему не надо было думать о байке. Это делало его сильным, но в конце концов так можно достичь только определённого уровня. Если хотите выиграть чемпионат, надо настраивать собственный байк в заводской команде. Я уверен, в будущем он станет лучше.