Эспелета: Асфальт — не точная наука, как думают люди

Dorna Sports, организатор чемпионата MotoGP с 1992 года, получила в воскресенье абсолютно новый опыт: дождь сорвал все гонки ГП Великобритании. Предыдущая отмена гоночного дня по погодным условиям имела место задолго до того, как управляющий Dorna Кармело Эспелета начал заниматься чемпионатом — так было в 1980-м с ГП Австрии (в ночь на воскресенье всё завалило снегом).

В беседе с изданием AS Эспелета поддержал мнения офицера безопасности FIM Франко Унчини и своего советника по безопасности Лориса Капиросси, что вина лежит на компании, выполнившней обновление асфальта Сильверстоуна. В работе были допущены пока не установленные ошибки, из-за которых покрытие не удаляло воду, а собирало её. Трек выступил просто заказчиком, поэтому управляющий директор Стюарт Прингл не может отвечать за чужие промахи:

Ясно, что виновата асфальтовая компания. В этой теме кольцо — это пострадавший. Кольцо заказало новый асфальт, а его сделали неправильно. Проблема в том, что асфальт — не такая точная наука, как думают люди. У асфальта нет одинаковых характеристик для всех местностей, потому что нигде нет одинаковой погоды, и я не имею в виду, много там дождей или мало. Это зависит от того, как его вытягивали, как его изготавливали и как укладывали.

Асфальт ведет себя так или иначе. Должен быть какой-то эксперт в этой области, который знает требования гоночного кольца, потому что это не шоссе. Вот в чем главная проблема: люди, которые делают шоссе, уверены, что асфальт шоссе хорош для кольца, а для кольца нужно больше вещей. В автосервисе и в гонках разная механика, и то же касается асфальта.

Эпизод с Сильверстоуном затрагивает такой аспект, как одобрение трасс федерацией FIM. Очевидно, экспертиза обновленного трека нуждается в пересмотре. Франко Унчини проверял Сильверстоун после окончания работ и не заметил недостатков, но возможно, они были уже тогда. Новое покрытие лучше оценит эксперт с познаниями в асфальтовой области:

Нам надо будет подумать, кого бы назначить, когда кольцо переукладывают. Такое не сможет определить невооруженным глазом в сухой день ни Франко Унчини, ни кто-то еще. Нужно быть асфальтовым экспертом, чтобы видеть, как всё сделано. Мы не знаем характеристик того, каким делать асфальт, и у FIM не список условий, а скорее гранулометрия и планиметрия того, каким должен быть асфальт. Но они не говорят брать столько-то песка и столько-то битума, потому что это везде разное.

Надо будет подумать, стоит ли иметь одного или нескольких людей, назначаемых FIM, и чтобы человек ставил штамп, что вот этот асфальт хорош в любых условиях. Вчерашний дождь не был ливнем. Мы гоняли в местах, где дождя было гораздо больше, вроде Японии в прошлом году.

С отменой гонок всегда встает вопрос компенсации затрат. Мера была вынужденной, но стоящей, так как из-за нового асфальта в субботу травмировался Тито Рабат. Если отмена могла сберечь чье-то здоровье или жизнь, на неё решились не зря:

Это психологические убытки, экономические не так значимы. Можно ли компенсировать это людям? Вопрос с людьми — это к Сильверстоуну, и полагаю, им придется делать финансовые компенсации либо раздать билеты на следующий год. Нам тоже придется поговорить с нашими советниками насчет каждого случая, но я предпочту отменить ГП и не жалеть об инциденте, чем наоборот.

Реальность показала, что он [трек] был неправильным. В субботу днем при солнечном свете это было видно невооруженным глазом. Я не знаю, как он мог так ухудшиться, потому что в марте он был отличным, когда его посетил Унчини. Он был неправильным в Ф-1, WEC, и у нас.