За границами трека в MotoGP теперь следят датчики давления

Директор гонок MotoGP Майк Уэбб перед Гран-При Катара пояснил официальному сайту новшество спортивного регламента. Точнее, новинку в контроле за выездами мотоцикла за поребрики трека.

Во время любой сессии Гран-При мотогонщик может ошибиться с траекторией, и ненадолго выехать за пределы трека перед возвращением обратно.

Регламент MotoGP считает это нечестным преимуществом, даже если одно колесо оказалось слегка за поребриком. К примеру, взяв слишком широкую траекторию в повороте, пилот может набрать больше скорости на выходе, ведь пространство за поребриком — это почти всегда не искусственная трава, а окрашенный зелёной краской асфальт с тем же уровнем держака.

До 2021 года стюарды FIM следили за такими выездами с помощью ТВ-камер с ультрасильным замедлением кадров. Решение о факте съезда оставалось за стюардами — на мониторах этот момент не всегда был очевиден. Например, если из двух колес с поребрика слегка соскальзывало одно, пилоту это сходило с рук.

С этого сезона за съездами будет смотреть электроника — особые датчики давления на поверхность по кромке поребриков. Как только они ощутят на себе даже краешек покрышки, нарушение будет надежно зафиксировано.

Наказание остаётся нетронутым — съезд с трека означает обнуление сектора, где это произошло, и значит, всего круга:

Регламент трековых границ остаётся прежним, но в прошлом году мы разработали продвинутую систему для определения границ трека.

Хронометристы Dorna весь год над этим работали. У нас есть новая система, которая имеет датчики давления за поребриками, поэтому мы можем очень точно определять, когда гонщик выехал за пределы трека.

Так что правило остается прежним, но поскольку система задействуется немного иначе, чем камеры, которые мы использовали раньше, это означает, что гонщикам, если они выезжают за пределы трека, немедленно сигнализируют о покидании трека.

Раньше нам приходилось просматривать картинку с камеры и выносить суждение. Теперь либо на, либо вне — она очень точная.

Разница для гонщиков в том, что теперь с одним «внешним» колесом весь байк считается вне. Раньше оба колеса должны были попасть на зелёнку. Больше нет такого суждения — вне значит вне. Так точнее, а значит и справедливее. Итак, правило то же, но оценка границ трека точнее.

На приборки своих байков гонщики в реальном времени получают предупреждения стюардов о нарушении трековых границ. К примеру, во время заезда можно соскочить за поребрик не более 3 раз без всякого наказания.

Однако это не относится к первому повороту и всему последнему кругу. Даже если в послестартовой толкотне пилота выдавили с его траектории, в повороте 1 его позиция не должна улучшиться при проезде внетрековой зелёнки. Иначе он обязан отбыть штраф — отдать одну позицию.

Это касается и битвы на последнем круге, когда претендентов на победу больше одного. Любой съезд за поребрик должен привести к ухудшению позиции — набирать или защищаться таким образом нельзя.

В прошлом сезоне немало пилотов получили такие штрафы, в том числе Хорхе Мартин на ГП Штирии в Мото2. После финиша его передвинули с 1 места на 2 за такой проступок. Стюарды вручили победу честному Марко Беццекки.