Вилко Зиленберг: Хочу выиграть с Лоренсо четвертый титул MotoGP

Вилко Зиленберг, отвечающей за работу гаража Movistar Yamaha в половине Хорхе Лоренсо, дал интервью порталу speedweek.com. В нем затронуты вопросы обстоятельств, вынудивших Лоренсо решиться на переход в Ducati Team в следующем году, и детали текущего сезона.

Сейчас у действующего чемпиона идет третья защита титула после 2011 и 2013 годов, и пока что это — наименее удачная кампания Лоренсо, так как в предыдущих случаях по итогам первых четырех этапов у него было больше очков, чем сейчас (78/66 против 65). Тем не менее, Вилко надеется, что перед уходом Хорхе в красную команду им все-таки удастся выиграть еще один чемпионат.

Вилко, когда вы впервые почувствовали, что тема Ducati и Лоренсо — это всерьез? Во всяком случае, в Техасе у вас уже не было никаких иллюзий?

Эмм…. Думаю, почувствовал в марте на катарском Гран-При — я заволновался, потому что «Дукати» там были очень конкурентны. Там я понял: что-то может произойти. Все знают, что Ducati была рядом с Хорхе с 2008-го или 2009-го. Контакт никогда не прерывался, но у них, в общем-то, никогда не было такой конкурентной техники, как сегодня. Вдобавок, сейчас Хорхе на другой стадии своей карьеры, ему скоро будет 29, у него впереди еще есть несколько лет. Хорхе ни разу не сказал мне: «В следующем году я буду выступать за красных», но я понимал, что происходит.

Вы пробовали перенастроить его? Дали ему четко понять: Yamaha — лучшая техника для твоего стиля езды?

Да, конечно, я говорил с ним, но ни в Катаре, ни в Аргентине, ни в Техасе разговора не было. По ходу сезона мы с ним это не обсуждали. В первых трех гонках Хорхе не адресовал мне ни одного вопроса по этой теме, потому что мое мнение он знал. Мы про это зимой разговаривали, я рассказал ему про свой взгляд.

Я виделся с ним у него дома, наедине. Я сказал Хорхе следующее: в целом, Yamaha создана индивидуально под тебя, езда на ней мягкая, плавная, у мотора очень приятная отдача мощности. Но нам также надо посмотреть и на другую сторону: «Дукати» здорово улучшили, любой на ней может быстро ездить. Вот в чем была его позиция, его взгляд. И должен признать: «Дукати» создала конкурентный мотоцикл.

Хорхе Лоренсо заберет в Италию несколько ключевых фигур — шеф-механика Рамона Форкаду и его командного менеджера-нидерландца?

Ну, на это ответа я не дам. Моя цель — остаться с «Ямахой». Я и Хорхе дал ясно это понять.

На техасском Гран-При вы объявили, что в «Ямахе» непросто заменить Хорхе равным.

Это правда. С одной стороны, я не потеряю друга, потому что Хорхе в следующем году действительно будет носить красное, но на нашу дружбу это не повлияет. Ничего не изменится — будем поддерживать дружбу. Он знает — я профессионал; Хорхе знает, что я думаю. Конечно, жаль, что он уйдет после этого сезона.

Но для вас в этом может быть приятный новый вызов — сделать из исключительного таланта вроде Маверика Виньялеса кандидата в чемпионы мира.

Да, именно. Так и есть.

Пускай Виньялес — это не новый Маркес или Лоренсо, но за последнее десятилетие было не так много райдеров, которые могли к ним приблизиться. К тому же Росси сказал, что он — будущий чемпион мира.

Трудно сравнивать. Когда Хорхе пришел в чемпионат MotoGP, он сразу взял три поул-позиции, несколько гонок он провел лидером чемпионата. Он шел примерно так, как Маркес пять лет спустя — это было экстраординарно. Тем не менее, сравнения всегда шероховаты: ясно, что в 2008-м был высокий уровень, но тогда было меньше заводов и меньше топовых пилотов, чем сегодня. По мотоциклам не было такого отличного баланса. Еще влияла шинная война — таким образом, шины могли искажать баланс сил.

Но сейчас меня не преследуют мысли о глобальном, моя цель в 2016-м более важная — мы с Хорхе хотим выиграть четвертый мировой титул. Мы знаем, как устроены гонки — каждый сезон нужно рассматривать по отдельности, так что сейчас нас заботит 2016-й, и поэтому мы хотим взять мировой титул.

В Yamaha Хорхе Лоренсо всегда чувствовал, что стоял в тени Валентино Росси. В 2015-м топ-менеджеры тайно скрещивали пальцы за Росси, потому что его успех мог улучшить продажи.

Когда  ваш напарник — Валентино, ситуацию никак не изменить: вы все время ощущаете себя №2, но, в конце концов, чемпион — Хорхе.

Но у Росси больше фанатов — это можно увидеть на любой гонке мира. Нет никого популярнее итальянца.

Да, верно, это сомнению не подлежит, но ничего не изменится и тогда, когда Хорхе будет в «Дукати». Вале есть Вале. Вы не сможете по-настоящему заменить Хорхе, и то же относится и к Вале.

Но в 2015-м Лоренсо чувствовал, что Yamaha втайне была на стороне Росси.

Да, но это не главная причина ухода Хорхе. Главная — в том, что он ищет новый вызов. Вы не убежите из-за того, что ваш напарник популярнее — мне это ясно. Хорхе признался, что это было большое-большое решение. В такой ситуации вы не уйдете из заводской команды потому, что у кого-то из руководителей может быть тайная выгода.

Хорхе знает, что у Валентино миллионы фанатов. Вале 37 лет, и он 20 лет над этим работал, у него для этого подходящий характер и достаточно харизмы. Первое, где Хорхе хочет доказать свои способности — это гоночный трек. В «Ямахе» у него с этим здорово получилось, вместе мы выиграли три титула, и я надеюсь в этом году ухватить четвертый.

Ducati подойдет стилю езды Лоренсо? Росси считает, что у Хорхе выдающиеся способности, и что он хорошо поладит с Desmosedici. Сейчас на Ducati алюминиевое шасси и с 2015-го «обратный» коленвал, байк не настолько жестокий и непрощающий, как пять-десять лет назад.

Да, верно. Видели, сколько пилотов «Дукати» было впереди в первой гонке этого года? Представить не могу, чтобы только Хорхе не стал под него подстраиваться — всем остальным тоже пришлось суметь переключиться. Раньше, когда там был Валентино, никто из гонщиков не мог контролировать «Десмоседичи», всех гонщиков перебрасывало через переднее колесо. Такого больше нет.

Но у Ducati выше износ шин — это может вызывать проблемы. Хорхе на Yamaha может часто использовать более мягкие шины, чем его соперники из Ducati. Это ему помогает.

Да, это так, но если кто-то особенно чутко работает с шинами, то это может принести ему пользу и в «Дукати». Если кто и нежен с шинами, то это Хорхе. Возможно, поэтому у него в «Дукати» не будет проблем с шинами. Я сейчас не хочу делать каких-то прогнозов. Я не вижу, чтобы над Хорхе нависли какие-то мрачные тучи из-за того, что он идет в «Дукати». Он будет быстрым на любом мотоцикле. Сможет ли он стать чемпионом мира с «Дукати»? «Дукати» надеется на это, мы [в «Ямахе»] — нет [смеется].

Из гонщиков-кандидатов у вас есть такой, у кого преимущество?

За это я не отвечаю, поэтому о таком заботится Лин Джарвис. Нам нужен новый райдер — следовательно, «Ямахе» нужно поговорить со всеми кандидатами. Потом ей нужно выбрать правильного райдера. В этом отношении я советов не даю. У меня нет фаворитов.

Я смотрю в будущее с уверенностью. У Хорхе впереди еще есть два-три года в MotoGP, так что нам в итоге все равно пришлось бы найти замену. Задача довести молодого пилота до вершины может быть восхитительной, стоящей того.

Хорхе Лоренсо (Tony Goldsmith)