Подиум Росси подарил новую надежду Petronas SRT, признаётся Разали

Соблюдающий приличия Разлан Разали не мог назвать Валентино Росси будущим «балластом» Petronas Yamaha SRT. Однако в интонациях шефа чемпионки независимого зачёта MotoGP определённо проскакивало что-то подобное. Проект трека Сепанг задуман для выращивания молодёжи Yamaha, это не последнее пристанище угасающих чемпионов.

После технического схода Доктора на ГП Испании Разали снова захлестнули сомнения, несмотря на то, что переход пилота #46 по окончании сезона в его команду улажен на 99%. Даже без проблемы с двигателем Росси смотрелся неубедительно: пока Фабио Квартараро и Маверик Виньялес мчали за золотым дублем Yamaha, он тихо шуршал шинами на 10 позиции.

К счастью для Разали, целеустремлённый Росси ненавидит свои плохие результаты намного больше. На неделе между двумя этапами в Хересе победитель 115 гранприйных гонок продавил в Yamaha разрешение отступить от базовой настройки М1 по образцу Виньялеса/Квартараро, и переделать их под свои вкусы.

Внезапно всё изменилось: #46 M1 перестала кипятить заднюю шину через считанные круги после старта, заново научилась поздно тормозить, и привезла ездока на 3 место за Фабио и Мавериком. В Хересе-2 Росси вернулся на пьедестал после ГП Америк 2019, впервые за 15 месяцев. Рекордсмен трассы (9 побед во всех категориях) стал её призёром впервые выигрыша в 2016-м.

За неделю Доктор превратился из погасшего 41-летнего ветерана в пилота, которому еще хватает физики и навыков держаться рядом с быстрой молодёжью. И это в гонке, где все умирали от 36-градусной жары, духоты воздушных мешков на прямых, и «пожара» во всех частях закованного в экипировку тела.

Сомнения были, теперь их нет, сказал Разали Gazzetta dello Sport:

Вале есть Вале. Если честно, после первой гонки я засомневался. Я всё говорил себе, что Доктор вернётся, и он вернулся. Он меня сильно впечатлил, особенно учитывая экстремальные условия, в которых мы гоняли.

С точки зрения образа нынешний состав идеален для Petronas SRT. У неё есть 21-летний победитель Квартараро, и 25-летний Франко Морбиделли, который уже ощущал запах подиума в Хересе-2, пока его М1 не скончался за 9 кругов до финиша. В 2021-м Фабио уходит в заводскую Yamaha, Франко же подписал 2-летнее продление перед стартом сезона.

В отличие от них, Росси — гонщик у противоположного конца карьеры. Обсуждаемый договор с Yamaha подразумевает 2021 год в Petronas SRT с опцией включения 2022-го. 41-летний держатель 9 гранприйных титулов определённо приближается к 2-колёсной пенсии.

Валентино — самый старый участник MotoGP, и не вписывается в образ команды Разали. С другой стороны, если он готов драться за топ-3, титульному спонсору Petronas этого достаточно. С этой точки зрения успех ГП Андалусии сильно помог:

Мы — Petronas, и мы делаем выбор на основе бизнеса, но нам нельзя игнорировать [малазийских] фанатов, которым, вероятно, хочется местного пилота. Это не насильный выбор, но он — не нормальный пилот. Нужно время, чтобы убедиться, но сделанное им в воскресенье облегчает объяснение акционерам, почему мы выбрали Валентино.

Заполучив Росси в свои ряды, Petronas SRT погреется в лучах славы самого популярного гонщика MotoGP. До «пустого» коронавирусного 2020-го трибуны MotoGP продолжали сиять желтым благодаря армии фанатов Доктора. Её не сильно заботит, что последний титул остался в 2009-м, а победа — в 2017-м.

Однако Росси нужен Разали не только ради продажи кепок и футболок с символикой #46 и Petronas. Шеф спутника Yamaha ждёт конкурентного пилота, которого мир снова увидел на ГП Андалусии. Скидок на возраст ему делать не собираются:

Мы не хотим, чтобы наша команда была известна по Валентино. Мы хотим, чтобы любой, кто за нас гоняет, делал результаты. С определённой точки зрения мне радостнее создать что-то из ничего и прийти туда, где мы сегодня с Фабио.

Мы хотим продолжать с такой философией, и мы хотим быть уверены, что сможем помочь Валентино. Мы хотим популярности не потому что он здесь, а потому что он конкурентен даже в его возрасте.

Поговорив с ним и его персоналом, мы понимаем, что ему надо.

Когда Разали собирал команду MotoGP летом 2018-го, он уже сделал один «сомнительный» выбор. Малайзиец был уверен в выборе пилота Marc VDS Honda Морбиделли (чемпион Мото2 2017), но до последнего не решался предлагать контракт Фабио Квартараро. Пока француз не выиграл первую гонку Мото2 в июне, Разали продолжал присматриваться к Хорхе Лоренсо и Дани Педросе — как раз тогда их отношения с Ducati и Honda были в упадке:

Когда Лоренсо и Педроса в 2018-м перестали быть доступны, у нас не осталось настоящих альтернатив. Какой еще Фабио Квартараро? Я спросил: он итальянец, испанец? Когда я сказал «да», всё равно сомневался.

Надёжность Yamaha висит на волоске. После июльских гонок компания отправила инспектировать на завод в Ивату сразу 3 проблемных двигателя — по одному от Виньялеса, Росси, Морбиделли. Если с них сорвали омологационные пломбы ради полной разборки, агрегаты будут списаны. Остальным придётся взять их километраж на себя.

Фабио выиграл 2 гонки без технических осложнений, но что если и его М1 начнёт «сыпаться»? Это будут ужасные новости для нового претендента на титул:

Поначалу мы думали, «Ямаха» решила свои проблемы, но потом это и с нами произошло. Ждём отчёта.

О новой сделке Росси и Yamaha ни в июне, ни в июле не было слышно ничего интересного, лишь однообразно повторяемые комментарии Росси, Разали и директора Yamaha Motor Racing Лина Джарвиса, что это сложный процесс, одновременное участие 3 сторон его не ускоряет.

В контракте очень много спортивных, технических, рекламных деталей, относящихся к правам, образу и обязательствам такой крупной фигуры. Состав бригады #46 более не является главной темой переговоров. Хотя Росси настаивал на переходе шеф-механика Давида Муньоса и остальной четвёрки, а Разали соглашался максимум на 1-2 специалистов, видимо, стороны пришли к компромиссу… Или Petronas SRT отступила? Пока эти детали окутаны мраком.

После ГП Андалусии Джарвис пролил свет на момент анонса. Домашний ГП Сан-Марино 13 сентября выглядит логичной возможностью объявить продолжение карьеры. Пока нужно дать время юридическому отделу Yamaha утрясти все формулировки вплоть до запятых:

Должен заметить, нам нужно вовлечение 3 сторон во все детали. Сначала должно быть согласие, потом можно что-то подписывать.

Валентино подпишется на «Ямаху», но затем присоединится к команде Sepang SRT. На словах-то легко, но это не так. Тут вопрос чёткого определения всех обязательств, прав и условий всех вовлечённых сторон.

Всё нормально, мы мирно продолжаем переговоры, контактируем со всеми сторонами, действуем из добрых побуждений.

И да, может так случиться, что момент нового соглашения совпадёт с ГП Мизано. К тому моменту мы наверное будем готовы, будет что сказать.