Джарвис: Росси надавил на инженеров Yamaha, и оказался прав

Самый возрастной, и до сих пор самый титулованный гонщик современного MotoGP давно не был таким счастливым. Валентино Росси защитил 3 место на ГП Андалусии — 2 этапе сезона 2020, — после долгой битвы за 2 позицию с напарником Мавериком Виньялесом. Вместе с Фабио Квартараро Доктор стал частью первого за 6 лет полного подиума Yamaha.

Что привело 41-летнего Доктора к 235 подиуму гранприйной карьеры (199 в королевской категории), если неделю назад на ГП Испании он ехал 10-м, пока не потерпел технический сход? У итальянца было намного больше «долговременной» скорости, при том что Херес стал еще более адским местом: 36 градусов жары и 59 градусов на асфальте. Это была самая горячая гонка эры Michelin с 2016-го.

С первых метров Валентино держался в первом трио заезда. 16 кругов (не подряд) ему удавалось удерживать за спиной Виньялеса, который, казалось, мчал чуть быстрее. Доктор успешно отбивался от напарника на жестком торможении перед 6 поворотом, как в свои лучшие годы. Однако за 3 круга до конца ошибка в 9 повороте отправила его по широкой траектории, Мак воспользовался этим и закрепился 2-м до финиша.

Прошло больше года, как пилот  #46 был на последнем подиуме ГП Америк. Теперь, когда статистика призов возобновилась, Росси надеется, что будет продолжение. Ради этого ему пришлось развязать «политическую» войну внутри Yamaha. После схода в Хересе неделю назад вся бригада во главе с Давидом Муньосом настояла на том, чтобы использовать собственные настройки. Те, что настоятельно рекомендовали инженеры Yamaha, доказали свою бесполезность.

Как только Yamaha сдалась, Доктор поехал. Он начал ГП Андалусии со 2 времени на СП-1, продолжил 4 временем на К-2, и закончил 3 результатом в гонке. Впервые за долгое-долгое время 7-кратный чемпион MotoGP не звучал, как заевшая пластинка, жалуясь на чрезмерный износ задней шины.

Он показал и достойный контроль за шинами, и физическую форму: если бы в нескольких секундах впереди не курсировал взрывной Квартараро, разборка 41-летнего Росси и 25-летнего Виньялеса шла бы за победу.

После подиумной церемонии пилот Yamaha рассказал, как удалось найти скорость, когда неделю назад было сплошное разочарование:

Не только после последней гонки, а всю вторую половину 2019-го я был сильно разочарован. Я был таким медленным, так сильно мучился. Но на этот раз мы работали в другой манере. Надо упорно работать, потому что нам с Давиде надо давить на «Ямаху», потому что иногда там какая-то политика, это политическая проблема. Мы хотим изменить байк, и мы не сдаёмся.

И утром пятницы [на СП-1] связь улучшилась. Честно, на этот раз моя команда сильно мне помогла, потому что показала мне свет в конце тоннеля — она дала мне другой байк.

Когда ездишь на том же байке, что Фабио и Маверик, и им удаётся быть такими быстрыми, такими сильными, Yamaha думает, что мне надо ездить как они. Но ей нужно поддержать меня, потому что я здесь, в заводской команде, а в следующем году буду гонять с Petronas, так что ей нужно довериться мне, потому что думаю, я может и не быстрее на треке, но могу проводить хорошие гонки.

Иногда за какие-то вещи приходится драться, и иногда гадаешь, почему так, но наш гараж был силён, мы не сдавались, мы всей командой давили на японских инженеров. Если б я водил байк, как они говорят, я не был бы таким быстрым, потому что не было бы мотивации.

«Новая» М1 Росси отличается от прежней балансом, выстроенном вокруг заднего колеса. Идеи Yamaha по снятию нагрузки с задней шины очень хорошо сработали у Квартараро и Виньялеса, но Росси в 2019-м мучился от того же самого, что годом ранее — задок при любых рекомендуемых настройках начинал чрезмерно перегреваться еще до середины гонки, пилот терял держак и откатывался назад:

Тут не только вопрос основы, но еще и другого стиля мотоцикла. В последние годы при Michelin Yamaha мучилась от сильной деградации задней шины, и в конце 2018-го — начале 2019-го она иначе изучила вопрос баланса байка, пытаясь разгрузить заднюю шину. Поначалу шло хорошо, я собрал 2 подиума. Маверику и Фабио было хорошо, мне — не очень.

Проблема с шиной не решалась, и я не мог хорошо водить байк, потому что связь была совсем другой, особенно на входе в повороты.

К тому же я не хочу оправдываться, потому что у нас великолепные отношения с «Ямахой». Я — всем сердцем пилот «Ямахи» , и это важная часть её истории, но после такого хорошего результата я хочу немного надавить на неё [улыбается].

У Росси не было результатов — главных рычагов влияния, объяснил для BT Sport директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис. Руководство проекта перестало интересоваться его мнением касаемо настройки мотоцикла после того, как в 2019-м Доктора раз за разом объезжали молодые Виньялес и Квартараро.

Так было и на ГП Испании, который Росси снова проводил на «чужом» мотоцикле. Молодая поросль Yamaha сделала дубль 1-2, тогда как ветеран мог рассчитывать лишь на 10 место.

После сверхразочаровывающей гонки — Валентино не финишировал из-за отключения байка, — Yamaha «сдалась». Пилоту разрешили отойти от настроек Фабио и Маверика, заменив их собственными, давным-давно проверенными:

У большинства наших «Ямах» близкий диапазон настроек. Зона, в которой те работают, практически вся общая. Но Вале с трудом в неё укладывался, чтобы было удобно, чтобы они у него работали.

Вале был сильно разочарован и правда хотел что-нибудь изменить после первого уик-энда. Мы решили кое-что изменить, он хотел так попробовать, потому что терять было нечего. После отрицательного результата в Хересе Росси вернулся и настоял на том, чтобы изменить настройку и использовать ту, что была раньше, пусть даже сейчас другие шины и байки. И в итоге мы увидели результаты.

Изменить мнение японских инженеров не так-то просто, потому что у нас много данных и информации, да и другие ребята быстро ездят. [Они думали] так зачем идти в другом направлении? Но очевидно, у Валентино большой опыт, и он знает, что у него работает. Он настаивал, мы согласились и внесли изменение.

Я бы не сказал, что это решило все проблемы, но ему намного удобнее, он снова ощущает этот байк своим, и таким образом может лучше ездить.