Росси: У меня нет выбора — или в Petronas SRT, или на пенсию

Между Разланом Разали и Валентино Росси лишней любви точно не затерялось. Директор Sepang Racing Team, общаясь с прессой MotoGP на фоне переговоров, не перестаёт намекать, что переход Доктора в его команду скорее интересен самому производителю, чем его спутнику.

В 41 год 7-кратный чемпион MotoGP проводит сезон, который даже не начался. Текущие карантинные меры в Европе делают перезапуск чемпионата в мае и июне невозможным. Самые ранние возможные даты, озвученные Dorna Sports — 19 июля и 26 июля, когда Херес может принять ГП Испании и ГП Андалусии. С этого и начнётся короткий сезон из 12 — 13 этапов по начало ноября. Хотя к ним еще могут добавиться заокеанские гонки, если правительства уберут запрет на соревнования со зрителями.

Уход на пенсию после такого сезона — сценарий, в котором для ветерана MotoGP ничего хорошего. Росси чувствует, что готов напоследок высказаться на треке россыпью подиумных результатов. Доказывать свою скорость в такой скомканный год — это не очень вдохновляет. Поэтому продление карьеры на 2021-й, когда всё должно прийти в норму, более чем вероятно.

Petronas Yamaha SRT как раз освобождает место. Фабио Квартараро призван официальной «Ямахой» на 2021 — 2022 годы как преемник Росси, и спутнику требуется кто-то взамен. Правда, для Разали итальянец — не самая лакомая замена. В прошлом дебютном сезоне MotoGP малайзиец убедился, что SRT хороша именно как молодёжная команда. 20-летний Квартараро выиграл 7 подиумов и 6 поулов, вместе с 24-летним Франко Морбиделли он добыл команде победу в зачёте независимых команд.

В интервью порталу The Race Разали заметил, что предпочёл бы на месте Квартараро снова увидеть новичка Moto2. Очевидно, первыми кандидатами являются собственные пилоты SRT в Moto2 — Чави Верхе и Джейк Диксон. Но именно сейчас в этом смысла сильно меньше. Средняя кубатура в этом сезоне провела лишь ГП Катара, где Верхе был 9-м, Диксон — 14-м.

По этой причине переговорам SRT, Petronas и Yamaha о переходе Росси никакие пилоты Мото2 не угрожают. На данный момент к процессу Доктора еще не подключали:

Кто станет заменой Фабио? Само собой, говорят, это будет Валентино, но к этому моменту до нас от него ничего не доходило. Раньше нам это как-то не подходило, потому что мы искренне верим в то, что сделали с Фабио. Может, он для команды — одноразовое чудо, или нет, но мы уверены, что создание молодых ездоков — это путь вперёд и для команды, и чемпионата.

Будь это нормальный чемпионат, всё бы зависело от того, как он выступал в первой половине сезона, и как выступали ездоки Мото2, на которых мы тоже положили глаз. Но сейчас мы бы начали с кем-то из них разговаривать, потому что после 8 гонок узнаёшь, как выступают ездоки.

Но это был необычный год, и брать новичка в MotoGP, не увидя его в гонке — огромный риск. Нам нельзя брать такой риск. Трудно рассматривать новичка на следующий год. Если мы не берём новичка, то предложение взять Валентино становится очень привлекательным. Он знает байк, он очень опытный — тут много положительного. Этот человек еще в форме, он много ездит по ранчо.

Разали всё нравится в Морбиделли, у протеже Росси очень хорошие шансы сохранить место в Petronas SRT. Пусть Франки в 19-м совсем ушел в тень Фабио, директор команды верит, что его серия финишей в топ-10 — не предел, он может воспроизвести динамику более молодого напарника.

Когда речь заходит о Росси, эта кандидатура Разали устраивает меньше. Дело не столько в возрасте, что противоречит духу команды, сколько в показателях: у пилота #46 нет побед с 2017 года, в прошлом сезоне было всего 2 подиума. Petronas SRT согласна принять в свои ряды ветерана, только если ветеран еще способен не давать спуску молодым. А это значит постоянно быть в подиумной зоне.

Здесь пожелания сторон совпадают. Росси тоже не раз замечал, что не видит смысла продолжать карьеру, если сезон вроде 2019-го — его предел. После неплохих предсезонных тестов итальянец чувствует, потенциал к улучшению есть:

Мне говорили, он не хочет, чтоб мы его брали, потому что «Ямаха» от нас этого хочет. А мы не хотим, чтоб он приходил в команду просто чтобы наслаждаться присутствием и сплошным вниманием прессы. Мы хотим, чтобы он пришел, и чтобы мы поддерживали его изо всех сил, чтобы он мог делать всё что в его силах.

Нравится ему или нет, у него нет заводского места, он не может пойти на год на какой-то другой завод. У него нет выбора — только идти к нам. Мы не так плохи, и надеюсь, он как-то верит в то, чем мы занимаемся, но мы бы еще подождали от него отзыва, его сведений.

Другое препятствие на 3-сторонних переговорах SRT, Petronas и Yamaha — состав бригады Росси. В этом переходе гонщик хочет сделать то же самое, что делал в прошлом — забрать с собой всех. С осени 2019-го команду #46 возглавляет шеф-механик Давид Муньос, у него в подчинении 5 техников, которые сформировались в 2000 — 2004 годах в Honda и Yamaha.

У SRT тоже есть высококлассные специалисты, которых Разали не хочет увольнять ради людей Росси. Некоторое время назад директор команды упоминал про 2-3 человек, которых он готов оставить. В интервью The Race речь идёт уже про 1-2. То, что бригадой будет управлять Муньос — дело почти решенное. Как быть с остальными? Это станет понятнее, когда к процессу переговоров подключится сам Росси:

Нам не хочется, чтобы Валентино пришел из заводской команды и разобрал нашу структуру на кирпичи. Мы только можем ему позволить прийти с 1-2 ребятами. В остальном ему надо работать с нашей структурой. Вот как мы хотим, но опять же, мы с ним даже разговаривать не начали!

Слова Разали в адрес Росси звучат довольно жестко. С другой стороны, Доктор отлично понимает, что при данном уровне конкурентности потерял прежнее влияние. В 41 год пилот, за плечами которого 2,5 года без побед, не имеет твёрдых аргументов для торга, даже если он популярнее всех в MotoGP и живая легенда моторного спорта.

В комментарии для motogp.com Доктор отметил, что вопрос прост — продолжать карьеру или нет. Если да, это автоматически означает переход в Petronas SRT. И вероятно, согласие на условия, на которых настаивает Разали:

[До коронавируса] у меня был чёткий план. Изменить кое-что в команде и нацеливаться на лето, когда будет понятно, стал ли я конкурентнее, чем в том году. Для меня это было ключевое. Я хочу продолжения, но только если силён. К сожалению, в таком положении я должен понять, достаточно ли сильна энергия и мотивация.

В Petronas у меня есть хорошая возможность. Это команда высшего уровня, как в прошлом году показали Квартараро и Морбиделли. Это молодёжный отряд, но там внутри много знакомых мне людей. Для меня это очень хороший вариант. Просто надо решиться. У меня только 2 возможных выбора — или я иду в Petronas, или на пенсию.

Я разговаривал с [директором Yamaha Motor Racing] Джарвисом и «Ямахой», но не с Разланом напрямую. Но я разделяю его мысли. Я не хочу идти в Petronas, чтобы попрощаться с моими тифози. Если пойду, буду выдавать 100%.

Итак, дуэт Росси/Морбиделли почти сформировался. Первого гонщика Petronas SRT хочет объявить в июне-июле, до перезапуска сезона. Второго не позже августа.

С Росси договор будет заключен как 1+1, на чём настаивает Разали. Продолжать 2-летние циклы в его положении не так разумно, как раньше. Доктор перемещается из группы призовых пилотов в группу просто неплохих — с этим он мириться не намерен. В 2021-м он решит, стоит ли настраиваться на 2022-й. Если не стоит, договор на этом и закончится, его не нужно будет разрывать и волноваться о неустойке.

Морбиделли как гораздо более молодой пилот может получить такое же продление на 2021 — 2022 годы, как Виньялес и Квартараро. Petronas SRT — молодёжный резерв Yamaha, и производитель с командой очень хотят, чтобы ядром этого резерва оставался Франки.