Чем грозит Yamaha массовый «падёж» двигателей?

Ядрёная смесь восторга и обеспокоенности — с такими эмоциями Yamaha начала 72 сезон MotoGP. С одной стороны, на двойном Гран-При в Хересе 19 и 26 июля «камертоны» собрали самый богатый урожай среди всех марок: восходящая звезда Фабио Квартараро выиграл обе гонки, Маверик Виньялес оба раза подстраховал Yamaha 2 местом, Валентино Росси вернулся на подиум после более чем годового отсутствия.

С другой, прототипы М1 ездят настолько же быстро, насколько охотно ломают двигатели. По слухам, после ГП Испании Yamaha отправила на свою базу в Ивате сразу 2 агрегата. С ними произошло что-то необъяснимое: Виньялес на СП-3 услышал странный шум и прервал выезд возвращением в гараж, байк Росси отключился прямо в гонке.

Теперь к ним добавился Франко Морбиделли, и к большому сожалению для производителя, «бракованный» мотор тоже достал его в самой важной сессии за весь уик-энд. Еще более странно и чудно, что обстоятельства Росси и Морбиделли почти совпали: #46 M1 автоматически перешел в безопасный режим (то есть заглох) на 19 круге ГП Испании, #21 M1 сделал это на 16-м в том же самом месте — старт-финишном прямике Хереса.

Комиссия Гран-При в этот 13-этапный «коронавирусный» сезон сократила разрешенное число двигателей на каждого пилота. Маркам без регламентных послаблений (Yamaha, Honda, Ducati, Suzuki) доступно 5 вместо 7, остальным (Aprilia, KTM) по 7 вместо 9.

На ГП Андалусии слухи подтвердились: двигательные запасы пока ведущей марки сезона тают на глазах — это подтверждает слитая кем-то в Сеть таблица двигателей. 3 агрегата вышли из употребления, остальные активно вскрываются. Дальше всех зашел Виньялес: между СП-1 ГП Испании и разминкой ГП Андалусии бригада #12 хотя бы по разу устанавливала на его мотоциклы каждый из 5 моторов. И один из них практически «того».

Квартараро — самый экономный. Он единственный в Yamaha, кто сохранил целыми все 5 штук. Хорошая новость для француза с 50 очками из 50 возможных. До завершения чемпионата еще 11 этапов, но пока он выглядит основным претендентом на титул.

Строго говоря, отправленные в Японию моторы пока не списаны. Их нельзя назвать сломанными в классическом смысле слова: мотоциклы Росси и Морбиделли во избежание чего-то серьёзного просто сами себя отключили, Виньялес вернулся в гараж на вполне исправном. Больше эти двигатели в их мотоциклах не появлялись.

Совсем другое дело было с Франческо Баньяйя из Pramac Ducati: его байк на 2 гонке в Хересе правда задымился, маршалы размахивали ему флагами, а гоночная дирекция прислала на приборную панель приказ о немедленной остановке. Поздновато: к тому моменту Пекко успел проехать почти круг, преследующим его Росси, Виньялесу и Накагами пришлось гнать в дымовой завесе.

В то же время, по слухам, все 3 движка Yamaha поехали в Японию на полное «вскрытие» ради того, чтобы докапаться до истины. С них сорвут/сорвали пломбы, поставленные техническим директором MotoGP Дэнни Олдриджем. Это означает списание из линейки, только если проблема не была в какой-то мелочи вроде неисправного датчика, зря вырубающего двигатели.

Директора Yamaha Motor Racing Лина Джарвиса это беспокоит. На квартет его пилотов приходится 20 двигателей, 3 на экспертизе и скорее всего назад не вернутся, и всего 3 двигателя, которые еще не трогали — по одному на Росси, Морбиделли и Квартараро.

Yamaha так хорошо начала этот сезон. Не лишит ли она сама себя чемпионства из-за этих проблем? Джарвис ждёт добрых вестей из Японии:

Мы потеряли три двигателя за два уик-энда. Мы обеспокоены. Но в то же время мы провели две потрясающих уик-энда с большим количеством «ямах» на подиуме. Мы должны понять, всегда ли проблема одна и та же, а затем найти решение.

Зато сами гонщики весь последний уик-энд отмахивались от вопросов на счёт надёжности. «Спросите Yamaha», говорили они словно заученной фразой (хотя инженеры точно не отчитываются перед гонщиками). Так, Квартараро заметил, что это — головная боль инженеров, а не его:

Мы скрестили пальцы. До сих пор у меня не возникало проблем, так что я был сфокусирован только на том, как выжать из мотоцикла максимум и добиться наилучшего результата. У нас много инженеров, работающих с двигателем, и пока что проблем не было.

Разумеется, 5 (или 7) двигателей на ездока — это не предел ни для Yamaha, ни для остальных производителей MotoGP. Если все агрегаты придут в негодность, на итальянской базе команды в Джерно ди Лесмо или на заводе в Ивате всегда есть экстренный запас. В крайнем случае в мотоцикле может появиться агрегат №6, №7 и так далее.

Но это «небесплатно». Регламент MotoGP чётко обговаривает цену превышения пределов моторной линейки, опечатанной технической бригадой Олдриджа накануне старта сезона. Штраф за такое — старт с пит-лейна в той гонке, где установлен новый агрегат.

На старте заезда «штрафнику» придётся подождать, когда в гонку уйдёт весь пелотон и перед ним не загорится зелёный светофор на выезде с пит-лейна. При пелотоне из 22 пилотов это означает загубленный Гран-При, ведь на его прошивание уйдёт много сил и резины. Пожалуй, Марк Маркес — единственный, кто может попробовать замахнуться на подиум и так. Он доказал это прорывом с 16 места на почти 2-е между 5 и 22 кругами 25-кругового ГП Испании.

О штрафном старте говорит спортивный регламент MotoGP в пункте 1.21.20:

Штрафы за посягательство на Статью 2.х.3.3 (Надёжность двигателей в MotoGP и Moto3)

— Посягательство, перед гонкой: ездок начнёт гонку с пит-аллеи через 5 секунд после зелёного сигнала на выезде пит-аллеи.
— Посягательство, по ходу гонку: сквозной проезд.

Каждый двигатель, взятый сверх линейки, приведёт к штрафу. На событии, где было взято более 1 двигателя, оставшиеся штрафы перенесутся на следующее событие по необходимости.

Кстати, за новый считается и повреждённый двигатель, если с него сорваны пломбы, и он в отремонтированном виде вернулся в линейку.

Кроме того, регламент запрещает меняться двигателями. К примеру, если у Виньялеса закончатся все 5, а у Росси останется неиспользованный «ненужный», чтобы и себе хватило, и коллеге, так не получится. Пункт 2.4.3.3.2 говорит, что:

Двигатели доступны для исключительного пользования каждым ездоком… Как только двигатели зарегистрированы и впервые использованы, обмена между ездоками быть не может, даже одной команды.

Так как проблемные двигатели Yamaha вернулись на завод, вероятно, для полной переборки, при сорванных пломбах они считаются списанными. У «камертонов» остаётся маленькая возможность обезопасить остальной запас — попросить разрешения союза производителей MSMA.

Недавно этой возможностью воспользовалась Aprilia: её сыроватые агрегаты для RS-GP 20 были частично изменены к 29 июня вместо 25 марта — сроку всеобщей омологации прототипов MotoGP 2020. Марка заверила соперников, что делает это только по соображениям безопасности/надёжности, модификация никак не влияет на мощность.

По результатам исследования моторов Yamaha, вероятно, понадобится что-то сделать с текущими агрегатами, тоже сорвав пломбы. Если MSMA сочтёт замену проблемной детали (к примеру, датчика) несущественной для динамики, такой манёвр возможен. Но только при единогласном решении Honda, Ducati, Suzuki, Aprilia и КТМ:

Могут быть сделаны исключения для опечатанных деталей [двигателя], которые связаны исключительно с вопросами безопасности и не несут выгоды производительности, и могут быть изменены в течение периода утверждения с единодушного согласия Комиссии MSMA MotoGP.

Такие исключения будут на строго ограниченной основе ради исправления проверенной проблемы, которая может иметь последствия для безопасности (т.е. неисправная партия деталей с сопроводительной документацией от поставщика деталей для выявления проблемы).

Уже опечатанные двигатели, включая использованные двигатели, могут быть обновлены таким образом с единогласного согласия Комиссии MSMA MotoGP и под наблюдением технического директора MotoGP или его персонала.

Если участник намерен таким образом видоизменить омологированный двигатель, он должен предоставить точные детали запланированных изменений в Комиссию MSMA MotoGP. В каждом случае можно вносить только утвержденные изменения.

В силу «коронавирусных» апрельских правок регламента омологация двигателей MotoGP действует в 2020 — 2021 годах. Это значит, Yamaha не сможет менять характеристики моторов М1 2020 и в этом сезоне, и в следующем.