Альбезиано: Самые успешные байки MotoGP всегда просты

Последним гостем передачи «Круглый стол MotoGP» стал технический директор Aprilia Racing Романо Альбезиано (в прошлом — инженер проекта Cagiva GP500, заместитель предыдущего директора отдела Луиджи Даллинья). Журналисты чемпионата Мэт Оксли, Мишель Тюрко, Мануэль Печино и Джованни Замани задавали ему вопросы о прошлом, настоящем и будущем.

Пара частных тестов в Мизано в течение июня помогла Aprilia немного догнать график подготовки прототипа RS-GP 20. Хотя пары февральских тестов и пары июньских всё равно недостаточно для самого необкатанного мотоцикла этого сезона. Aprilia предпочла бы тестироваться дальше, так как соперники начали «полировать» свои байки-2020 еще в 2019-м.

На сессии 23 — 25 июня в Мизано дочерний производитель итальянского гиганта Piaggio Proup успел выбрать окончательную конфигурацию нового 90-градусного двигателя V4 для омологации на этот сезон. Комиссия Гран-При дала Aprilia и КТМ дополнительную поблажку и отложила их омологацию с 25 марта на 29 июня. В 2021-м они снова получат право изменять силовые агрегаты в течение сезона.

Алейш Эспаргаро — он заключил следующий договор с командой на 2021 — 2022 годы, — почти сравнялся с лучшим временем тестов. Как и Мигель Оливейра, он проехал круг за 1:32.9. Правда, в Мизано не было заводских пилотов Honda, Ducati, Yamaha и Suzuki — марок, которые выигрывают в MotoGP. В следующий раз вся решетка соберется вместе 15 июля на тестах в Хересе перед стартом сезона.

Глава Aprilia Racing Массимо Ривола ждёт от нового байка финишей в топ-10, Эспаргаро держит в уме и шанс на подиум. Но похоже, все в Aprilia согласны, что 2020-й будет разгонным годом нового байка, теснить грандов он начнёт в 2021-м. У Альбезиано есть в рукаве еще один технический туз, который пока не раскрывается. RS-GP 20 — слишком новый байк, чтобы внедрять в него все идеи за раз.

Ваш проект — самый молодой в MotoGP. У вас задуманы какие-то большие технические новшества? Откуда черпаете идеи?

Идеи черпаем из опыта, набранного за эти сезоны, с 2016 по 2019. Мы начинали с довольно особенной конфигурации [с 72-градусным V4], сейчас решили перейти на другую. Скажем так, на традиционную конфигурацию, которая позволяет ставить разные опыты над конструкцией двигателя, да и над традиционными деталями вроде выпускных клапанов. Вот такой V4 позволяет лучше использовать выпускные клапаны.

В целом, мы поняли, что фаза поворотного входа была крупнейшим ограничением динамики нашего байка. На первых тестах динамика гонщиков и связь были очень хороши. Однако нам надо это еще подтвердить, хотя мы знаем, каковы причины определённых результатов.

Я знаю, вы не станете раскрывать тайны, но есть ли в вашем проекте что-то своеобразное?

Не думаю, что для конкурирования в MotoGP нужно что-то странное, какое-то «тайное оружие». Хотя сейчас у нас его нет, мы работаем над кое-чем новым, но в данный момент мы этим не используемся.

В недавнем прошлом, да и в истории MotoGP самые успешные байки всегда были простыми. Должна быть хорошая основа — её мы и ищем. Когда есть хорошая основа, можно подумать над чем-то особенным.

По регламенту техническое развитие заморожено до 2021-го. Aprilia это может дать преимущество?

Эти перемены в регламенте, вероятно, дадут и нам, и другим Домам [КТМ] выгоду от послаблений в 2021-м, когда мы свободно будем развивать двигатель, тогда как те, у кого послаблений нет, так не смогут.

Но по этой же причине мы «наказаны», потому что у нас самый молодой проект. Этот двигатель прошел очень мало километров, а 29 июня надо будет заморозить свой выбор. Мы до сих пор изучаем техническую конфигурацию нашего двигателя. Приходится ставить на кое-какие решения и скрещивать пальцы.

То есть в этом году мы не в идеальном положении. Надеюсь, 2021-й будет гораздо лучше.

Вы не рассматривали решение с 4-цилиндровым рядником? Почему выбрали V4?

У «Априлии» долгая история V-двигателей, даже на внедорожниках. Мы по-настоящему преданы этому типу компоновки. Честно, ни о чём другом мы никогда не думали. Само собой, у двигателей «кваттро ин линеа» явно есть преимущества, хотя и был момент, когда говорили, что такой компоновке конец [в MotoGP]. Но и V4 тоже бывал под вопросом.

Не думаю, что одно решение верно, а другое неверно. Думаю, тут просто вопрос оптимизации выбранной компоновки. Так что мы целиком убеждены, что V4 может выигрывать. На деле, в MotoGP так и происходит. Другие компоновки нас не привлекают.

Каким вам запомнился опыт в Cagiva?

Спасибо за этот вопрос! Мне определённо повезло, потому что меня всегда интересовала работа над гоночными байками, и после всего года в «Кадживе» я получил такую возможность.

Речь про 1991-й. Генеральный директор компании спросил меня: «Хотел бы войти в гоночный отдел?». Конечно да! В тот момент в Cagiva пришел [4-кратный чемпион] Эдди Лоусон. Фантастическая пора! Я работал с 91-го по 94-й — 4 сезона с Эдди, Косински и Алексом Барросом.

Естестественно, то были совсем другие времена. Всего в гоночном отделе было где-то
20 — 25 человек. Уровень навороченности сильно отличался от сегодняшнего. 4-тактники [в 2002-м] привнесли много сложного, а соответная электроника еще больше всё осложняла.

Те времена можно назвать романтическими. Однако мотоцикл всегда остаётся мотоциклом: он всё время неустойчивый, не поворачивает, не останавливается… С точки зрения шасси многое осталось прежним, но совсем изменился подход к проблемам.

Вы — инженер-шассист. Сильно ненавидите электронику?

Мы иногда в шутку говорим: «Ставьте обратно карбюраторы, и вперёд!». Вообще, электроника — это фантастика. Каждый инженер мечтает о контроле всего, что происходит с байком. Это не очень романтичная точка зрения, но очень инженерная.

Я сейчас наблюдаю за клубными чемпионатами, трофеями для молодых пилотов — там они пользуются сбором данных. Тут я немного скептичен. Они еще получают удовольствие от езды? Не знаю…

Что думаете о новой Michelin 2020?

Мы получили шанс испытать эту шину на Филлип-Айленде во время специальной сессии по ходу ГП. Ианное закончил 2-м, связь была фантастической. У резины гораздо выше держак, и в этом наше преимущество.

Смущает только, что в каких-то ситуациях лишний держак может усиливать вибрации, болтанку — в 2019-м мы несколько раз с ней мучились. Но в целом, нам так явно лучше.

В 2022-м вы расстанетесь с командой Gresini, чтобы основать собственную? Насколько важен этот шаг? И можно ли представить на треке 4 «Априлии»?

Команда Gresini была источником «Априлии», а не ограничением. Но мы уверены, для крупной компании типа Piaggio настала пора выйти на тот же уровень вовлечённости, как у других производителей. Пора сделать шаг и в этом направлении.

4 байка — это непростая задача, потому что надо усилить структуру гоночного отдела целиком, но наш потенциал точно вырастет, потому что будет доступно больше данных, и в спутниковой команде мы сможем тестировать молодых пилотов перед приводом в официальную.

Прямо сейчас, когда на треке всего 2 пилота, ставка на молодняк — большой риск.

Мы говорим лишь о технике. Поговорим о пилотах.

К сожалению, положение Ианноне создаёт большую проблему. Мы годами работали над формированием сильных пилотов, как сейчас, а теперь ситуация сумасшедшая. Мы ждём решения CAS и мы верим [в невиновность] Андреа.

Планируем подтвердить его на будущее. Вот наша цель. Надеемся, получится. Естественно, мы идём на большой риск, следуя такому плану, но у нас такой план.