Разали: Если гонок не будет, нам придётся увольнять

В апреле Разлан Разали вовремя ушел с поста исполнительного секретаря Sepang International Circuit. Малайзиец сбросил организаторскую работу на треке, чтобы плотнее заняться другим детищем — управлением командой Petronas SRT. Теперь у Разали больше времени, чтобы следить за её здоровьем во время коронавирусной заморозки MotoGP.

Шеф большого гранприйного проекта, гоняющего в MotoE, Moto3, Moto2 и MotoGP, занят не только таким серьёзным делом, как формирование дуэта Валентино Росси/Франко Морбиделли в Petronas Yamaha на 2021 год.

Как и всем коллегам в MotoGP, Разали нужно поддерживать незарабатывающую команду на плаву. До 19 июля гонок точно не будет — эту дату Dorna считает ориентировочной, чтобы перезапустить сезон в Хересе при пустых трибунах, маленьком паддоке и строгом санитарном контроле.

Первое и последнее событие этого сезона Гран-При — этап в Катаре 8 марта для Мото2 и Мото3. Позади 10 недель полного бездействия, впереди минимум 8. Жестокий удар для чемпионата, ведь без гонок нет и дохода. Командам не платят спонсоры, трассы и ТВ-каналы не платят «Дорне». Хотя стоящему на месте чемпионату не нужно тратиться на логистику, расходов хватает — аренды базы и грузовиков, зарплата гонщикам и персоналу, аренда мотоциклов.

У 37 частных команд в апреле, мае и июне только один гарантированный источник дохода — авансовые платежи Dorna, которые идут через командный союз IRTA. За программой финансовой помощи стоят великолепно зарабатывающие на MotoGP акционеры Dorna — британская компания Bridgepoint и Пенсионный фонд Канады. Каждый месяц частные команды MotoGP получают 250 000 евро, в Мото2 и Мото3 — по 50 000 евро. Всего 9 000 000 на 3 месяца.

Тем не менее, жить как прежде и тратиться, словно ничего не происходит, невозможно. Порталу The Race Разали рассказал, что все сотрудники SRT получают вдвое меньше, чем до коронавируса. Среди гонщиков потери в зарплате примерно такие же. Так как запуск сезона в июле вероятен, но не гарантирован, денег может стать еще меньше. Пока помощи Dorna хватает, чтобы держать 100-процентный штат, однако без гонок придётся начать увольнять:

Мы колебались на счёт зарплат членов команды и зарплат ездоков, но сейчас мы определились с минимальными операционными расходами, и предложили план по некоторым суровым мерам. Мы уменьшили зарплаты команды на 50%, потому что планируем худший сценарий, когда нет гонок. Вот почему мы так круто зарезали.

Может стать хуже, если в июле узнаем, что гонок не будет. Будет группа членов команды, которых надо будет отпустить. В данный момент мы пытаемся сохранить команду в целости. В этом году у нас пара новых членов в команде — в Мото2, от спонсора, — которых мы встречали всего несколько раз. Постараемся удержать их вместе, как сможем, но если надо будет жестоко поступить, то поступим.

Есть тонкая грань между устойчивостью команды и благотворительностью. Трудно, но это надо делать. Сейчас все знают, что случится, и все надеются, что мы в июле-августе сможем гонять. Настрой такой: всем известно, что происходит, и что это возможно.

У ездоков более-менее то же самое, и если к июлю гонок не будет, мы больше ничего ездокам не заплатим. Пока они получают 50%, то думаю, у них всё будет ОК. Само собой, ориентира нет, и я тут основываюсь на множестве других дискуссий с другими командами, когда смотрю, чем они занимаются.

Официальные команды Honda, Suzuki, Yamaha, Ducati и КТМ опираются на свои уникальные ресурсы — мотопроизводителей, которые и вливают в них деньги. Хотя весной на фоне мирового карантина продажи мототехники рухнули вместе с доходами, у частных команд нет и этого. Программа Dorna на них не распространяется.  Хотя Aprilia Gresini это не касается — этот заводской проект пользуется чемпионатной ячейкой Фаусто Грезини, и тоже считается частным.

Остальным организатор MotoGP каждый месяц делает денежные уколы. Кому они нужны больше — вопрос дискуссионный. Глава IRTA Эрве Поншараль замечал, что чем больше организация, тем выше расходы. Чем дольше кризис, тем выше потери. Чем больше шкаф, тем громче падает…

Спортивный директор Avintia Racing Рубен Чаус опасается, что самая бедная команда MotoGP может не дотянуть до начала гоночного сезона. Комментируя расходную часть в эпоху коронавируса, Разали заметил, что поддержка «Дорны» не должна никого расслаблять. Зарплаты приходится зарезать, и это нужно делать всем:

Мы безусловно ценим и лелеем поддержку «Дорны». В конце концов, команды делают чемпионат увлекательным, и последнее, чего она хочет — чтобы команды затруднялись, особенно команды Мото2 и Мото3.

Но поддержка должна быть взаимной, а команды должны быть расчётливы, проявлять осторожность, управляя своими финансами. Если делать это как следует, то вероятнее всего, вы переживёте. Если «Дорна» даёт вам деньги на поддержку вашей команды, используйте мудро!