Что (и кто) стоит за финансовой помощью командам MotoGP

Dorna Sports пришлось поглубже запустить руки в свои карманы, чтобы найти деньги на спасение MotoGP. На днях Кармело Эспелета объявил программу финансовой помощи частным командам, пока на планете буйствует коронавирус COVID-19. В течение апреля, мая и июня коллективы Moto2 и Moto3 будут получать по 50 000 евро за 2 гонщиков, незаводские команды MotoGP — по 250 000 евро.

Если нет гонок, зрителей и трансляций, отуда деньги? Здесь вступают в игру акционеры-владельцы Dorna Sports. Во-первых, частная британская инвестиционная компания Bridgepoint Capital, которая купила 71-процентный пакет акций Dorna в 2006-м и частично перепродала самой себе в 2019-м (из одного фонда в другой). Во-вторых, канадский пенсионный фонд CPPIB, владеющий остальными 39%.

Dorna Sports, владеющая ТВ-правами на MotoGP — курица, несущая золотые яйца. За 14 лет, что ею распоряжается Bridgepoint, стоимость компании выросла на 223%, с 774 647 фунтов стерлингов до 2 500 000 000, или до 2 838 963 887 евро! Здесь учтены активы обоих чемпинатов «Дорны» — MotoGP и WSBK. На данный момент это 60 событий в 18 странах, и множество источников дохода. Самые крупные — ТВ-права и многолетние контракты с треками, вместе они дают примерно 2/3 доходов испанской компании из Мадрида.

В закромах владельцев Dorna, очевидно, скопился впечатляющий «стабилизационный фонд». Самое время пустить его в дело, как уже поступают многие государства, выделяя миллиарды на спасение рабочих мест замороженных коронавирусом экономик. Пресс-релиз не зря начинается со слов» при полной отдаче наших акционеров Bridgepoint Capital и CPP Investments..«.

4,5 миллиона евро на один только частный сектор MotoGP означают, что за 3 месяца Aprilia Gresini, Pramac Racing, LCR Honda, Red Bull Tech 3, Avintia Racing и Petronas Yamaha SRT заработают по 750 000 евро. Заводских команд эта мера не касается (вероятно, пока). Honda, Ducati, KTM, Yamaha и Suzuki свои проекты должны поддерживать самостоятельно. У них есть важный источник дохода, которого нет у частников — выручка от продаж мотоциклов.

В Moto2 и Moto3 представлены по 15 команд. Эти проекты выставляют на решетку по 2 пилотов, за исключением Avintia Racing — в Moto3 ей разрешили ограничиться одним Карлосом Татаем. Некоторые вроде Ajo Motorsport или Gresini Racing присутствуют в обеих категориях. Как бы ни было, при умножении 25 000 на 60 гонщиков и 3 месяца получаются те же 4,5 миллиона, как на весь MotoGP.

Итак, спасительный бюджет Dorna на ближайшие 3 месяца составляет 9 миллионов евро. Все эти деньги невозвратные, команды получают их в виде авансовых платежей на расходы, а не в долг. Dorna намерена вернуть своим акционерам потери через гонки, на проведение которых очень надеется, но если не получится, назад не попросят ни единого евроцента.

Командам без заводов за спиной особенно трудно дадутся месяцы бездействия. Спонсоры будут зарезать выплаты, просить выплаченное обратно или вовсе уходить. Расходная часть без авиабилетов и гостиниц хотя и уменьшается, но не явно. Командам нужно оплачивать счета за аренду баз, платить запрпату персоналу.

Ранее Эспелета упоминал, что весь MotoGP через командный союз IRTA полностью получил «командировочные» за ГП Катара. Команды Moto2 и Moto3 свои расходы на поездку в Катар и обратно в Европу частично отбили. Старший MotoGP тоже, хотя его гонку сорвал COVID-19. Тем не менее, все мотоциклы и оборудование были на Лосаиле с февральских тестов.

9 миллионов на 3 месяца — не предел для Dorna. Как сказано в официальном заявлении, «дальнейшие меры для команд промежуточного и легковесного классов будут рассмотрены по мере событий«. Организатор вместе с командами надеется на лучшее, но подозревает и худшее — полный срыв сезона 2020. В конце концов, никто точно не знает, когда 17 «гранприйных» стран отменят карантин, откроют границы и разрешат массовые мероприятия. Это может случиться в июне, июле, августе, или вовсе в 2021-м.

COVID-19 душит сезон 2020 года, гонки переносятся с весны на осень, и новой точкой отсчёта уже стал ГП Италии 31 мая. Стоит ждать новых переписываний календаря минимум до июля, когда волна COVID-19 может пойти на спад. После ГП Катара, который был спасён командами Moto2/Moto3, в чемпионате еще числятся 19 этапов. Хотя разговоры о проведении 8 — 10 гонок уже не кажутся слишком пессимистичными.

9 миллионов евро могут стать лишь первой фазой операции «Спасение рядовых в MotoGP». Если помнить, что в 2019 году Dorna Sports едва не была продана новым владельцем более чем за 2,5 миллиарда евро, эти числа кажутся каплями в море. Британские инвесторы и канадские пенсионеры могут быть уверены — их вложения на вес золота.