Эспелета: Только Honda хотела гонять в Катаре

В эфире на испанском радио Onda Cero председатель Dorna Sports Кармело Эспелета подробно рассказал о последних событиях в MotoGP.

Пандемия коронавируса COVID-19 «откусила» старт сезона 2020. Сначала в воскресенье 1 марта была объявлена отмена гонки премьер-класса на ГП Катара 8 марта, менее чем через сутки в понедельник на неопределённый срок был отложен ГП Таиланда (предварительная дата — 4 октября).

Катар ввёл в аэропорту Дохи обязательный карантин для всех, кто прилетает из Италии или побывал там за последние 14 дней. В Таиланде отменяются мероприятия с массовым скоплением людей — заразному коронавирусу это был бы только на руку.

Для катарской гонки MotoGP пытались найти выход до последнего. Команда Эспелеты сначала собиралась привезти гонщиков и персонал напрямую из Италии чартерным авиарейсом, затем исследовала возможность сделать то же самое из Франции, которую Катар еще не ограничил. Все затеи провалились:

Тема всплыла в субботу. Мы разговаривали об этом и думали, что всё практически решено, после множества разговоров с министром здравоохранения и министром спорта Катара. Утром воскресенья всё почти было улажено, потому что у пассажиров, прилетавших из Италии, меряли температуру, они могли проходить, крупных проблем не было.

Но затем в полдень из Рима прилетел самолёт, и больше никого не выпускали. Тем, кто зашел [в аэропорт], пришлось либо остаться на 14-дневный карантин, а если нет, то вернуться в Италию.

Тогда мы начали обсуждать с властями разные возможности. Мы хотели понять, речь о рейсах из Италии, или о гражданах Италии. В конце оказалось, про всех.

Первым решением было устроить чартер всем итальянцам из другой страны и привезти их сюда, но это решение всё-таки принять было нельзя.

В общем, так как Мото2 и Мото3 уже были там — потому что они тестировались на прошлой неделе, — мы продолжим Гран-При с Мото2 и Мото3.

Обстановка менялась ежедневно. Еще 24 февраля, когда на Лосаиле закончились последние предсезонные тесты MotoGP, в Италии не было выявлено ни случаев заражения, ни тем более смертей от коронавируса.

Именно в тот момент такие случаи начали регистрироваться. К 1 марта, когда гонка была отменена, в Италии было 1 128 зараженных и 29 погибших. Сегодня (4 марта) 2 502 и 80 соответно, по данным ВОЗ. Те, кто живёт в Италии или недавно там бывал, в одночасье превратились в нежелательные лица. Страна живо стала худшей в Европе по уровню заражения:

Утром воскресенья проблема разрешилась. Нам сказали, они могут прилететь — этого мы и ждали. Когда сказали, что из Италии прилететь нельзя, мы планировали рейс из Ниццы с уменьшенным числом итальянцев. Но не с одними итальянцами, а еще с гражданами, которые живут в Италии.

Нас попросили, и мы составили список всех итальянцев паддока. Мы составили в пятницу, и отправили его с именами, происхождением и рейсами, которыми они бы полетели, чтобы гарантировать более быструю проверку на коронавирус, не как обычно. Мы это сделали и показали его. Там было около 500 человек из Италии.

Еще одним решением Dorna было заменить невыездных итальянских механиков на тех, кто уже был в Катаре. В частности, Suzuki Ecstar запретила своим 12 итальянцам возвращаться домой после предсезонных тестов 22 — 24 февраля, так что эта команда была готова к гонке. Вдобавок, оба её пилота — испанцы: Алекс Ринс и Жоан Мир.

Японские механики Honda, Suzuki и Yamaha не стали возвращаться домой в Японию — страну, где обстановка с коронавирусом ненамного лучше Италии. Мотоциклы и оборудование всех 11 команд MotoGP остались в гаражах Лосаила после тестов, так что и эти коллективы могли выступить на открытии сезона.

Главная сложность свелась к исконно итальянским Ducati и Aprilia, и гонщикам с той же национальностью. Валентино Росси, Андреа Довициозо, Данило Петруччи, Франческо Баньяйя, Франко Морбиделли и Андреа Ианноне (хотя он дисквалифицирован за положительную допинг-пробу) сейчас в Италии и не могут выбраться в Катар без того, чтобы не провести 14 дней в карантинной зоне аэропорта Дохи.

Хотя несколько коллективов могли провести гонку, лишь Repsol Honda изъявила желание это сделать:

Из всех команд единственной, кто желал гонять, была «Хонда». Я переговорил со всеми управкомандами, и Альберто Пуч мне сказал: «Кармело, давайте гонять с тем, что есть».

Директор трека Лосаил Хуан Бакеро надеется, гонку еще можно спасти. Это точно случится не в ближайшие месяцы, так как менее чем через 2 недели трасса встаёт на реконструкцию — будет проводиться замена асфальтового покрытия и перестройка строений. Работы планируют окончить к концу года. У Бакеро есть надежда, что для отдельной гонки MotoGP будет не слишком поздно.

Эспелета сомневается, что это возможно. В конце сезона чемпионат проведёт 4 заокеанских Гран-При, включая перенесённый с марта на осень ГП Таиланда (Япония 18 октября, Австралия 25 октября, Малайзия 1 ноября). Через 2 недели сезон MotoGP закроется в Европе на ГП Валенсии (15 ноября). По контракту с Dorna у валенсийского этапа эксклюзивный статус финала сезона, так что глубже в ноябрь сезон на залезет. Перенос катарской гонки слишком маловероятен:

В принципе, мы такого не планируем. В данном случае есть дополнительная проблема. Если б не было, логичнее всего было бы подыскать другую дату и провести в другую дату. Это сложно, потому что у нас 20 Гран-При.

Проблема в том, что Катар сразу же после гонки Супербайка — её тоже собираемся отменить, — начинает работы по омологации к следующему году. Обычно Супербайк там гоняет в конце года, но в этом году мы его передвинули вперёд, и он должен был пройти на следующей неделе после MotoGP, потому что затем им надо начинать работы по омологации следующего года. Другой даты не было. Так как Мото2 и Мото3 там, это надо было учесть, и проводить гонку.