Эспелета: Радиосвязь не будет введена ранее 2024 года

Тестовый понедельник в Хересе положил начало новому этапу экспериментов с радиосвязью в MotoGP, направленных на повышение безопасности гонщиков, предоставление им своевременной информации о потенциальных опасностях и любых изменениях состояния трассы. После тестирования первой пробной версии в Мизано в 2020 году в этот раз тестировались две новые системы, предназначенных для связи по радио с гоночной дирекцией. Один вариант вставляется непосредственно в ухо, а другой надевается на беруши, которыми пользуются пилоты.

Этап исследования проекта направлен на попытки улучшить общение с пилотами с помощью предварительно записанных сообщений, отправляемых им через одностороннюю систему, для сбора мнений о комфорте, шуме, практичности и ошибочности системы. Генеральный директор Dorna Кармело Эспелета объяснил, почему решили начать испытания двух новых систем сейчас.

Мы тесно сотрудничаем с гонщиками и командами, и общение гоночной дирекции с гонщиками было приоритетом в последние годы. В 2020 году пилоты жаловались на видимость флагов и незнание того, что происходит на трассе, предупреждений о флагах, дожде или авариях. Поэтому в том же году в Мизано мы провели радиотест. Однако пилотов не очень устраивала первая система, их не устраивала и сама она, и уровень шума. Поэтому мы решили пойти по пути светодиодных панелей и ввести их в качестве требования для всех гонок, начиная с прошлого года, что оказалось очень успешным.

Гонщики остались очень довольны, и думаю, мы добились большого прогресса и усовершенствований в отношении жёлтых флагов и флагов в целом, а также информации, доставляемой до пилотов во время гонок и сессий. Поэтому мы очень довольны светодиодными панелями, которые теперь используются на всех этапах. Тем не менее, для нас было важно продолжать помогать гонщикам и общаться с ними, когда они находятся на мотоциклах, и следующим этапом для нас было возобновление проекта радио- и аудиосвязи.

Для нас это вызов, потому что по сравнению с автомобильными мотоциклетные шлемы узкие, особенно в области лица, а мотоциклы намного шумнее. Там намного больше движения: гонщики должны свободно передвигаться на байке, так что это намного сложнее. Кроме того, гоночная дирекция должна общаться с самими гонщиками, а не с мотоциклами. Есть вещи, над которыми нам нужно поработать, но мы уже очень довольны.

Сейчас мы тестируем две системы. Как известно, из-за шума пилоты носят беруши, поэтому система приспосабливается к этой ситуации. Во время тестов мы отправляли заранее записанные радиосообщения, некоторые пилоты уже опробовали систему и чувствовали себя комфортно. Идея состоит в том, что в будущем система будет связана с GPS, чтобы при приближении к зоне с жёлтым флагом, дождю или скользкой поверхности гонщики были предупреждены на прямой, ведущей в опасный сектор. Система должна быть достаточно продвинутой с точки зрения времени передачи информации и связи с пилотами. Вторая система вставляется непосредственно в ухо водителя, но мы считаем, что другой вариант лучше.

Кармело видит в этом проект, который родился с желанием повысить безопасность гонщиков на трассе, но который со временем может развиваться дальше.

На данный момент это всего лишь предварительно записанные сообщения о безопасности, но я думаю, что в ближайшие несколько лет мы сможем добиться значительного прогресса. На данный момент это односторонняя система, и все гонщики согласны с тем, что в принципе это хорошо. На более позднем этапе, в будущем, когда команды почувствуют себя более комфортно с системой, если они согласятся, это, вероятно, может быть достигнуто с помощью двусторонней радиосвязи между гонщиками и дирекцией или между командами и гонщиками.

У гонщиков и так много работы с устройствами регулировки высоты [просвета] и так далее, так что посмотрим, что будет с техническим регламентом, но наверняка в следующих сезонах будет много нововведений. Нам тоже очень интересно изучить динамику столкновений и оснастить гонщиков системами GPS, чтобы увидеть, как они скользят и где они заканчивают, для дальнейшей работы над повышением безопасности.

Вот почему мы начинаем работать над безопасностью с точки зрения изобретения аудиосвязи. Её полное внедрение будет зависеть от нескольких факторов и произойдёт не раньше начала 2024 года в Катаре, но тогда и только тогда, когда гонщики согласятся, что слушать радиосообщения безопасно.

С точки зрения программного обеспечения есть над чем работать, поэтому, если они хотят получать сообщения только в заранее установленных точках, нам будет сложнее подготовить сообщения и сектора.