Пирер обещает участие КТМ в MotoGP по 2026 год включительно

Из 6 ныне участвующих марок MotoGP позже всех пришел КТМ. На финальном ГП Валенсии 2016 года тест-пилот Мика Каллио выступил на прототипе RC16, который начали конструировать летом 2014 года, а в 2017-м австрийцы провели дебютный сезон с гонщиками Полем Эспаргаро и Брэдли Смитом.

Это было 3 года назад. Аналогично Honda, Ducati, Yamaha, Suzuki и Aprilia, КТМ получил право выступать в MotoGP по торговому соглашению с Dorna Sports 2017 — 2021 годов, оговаривающему нюансы вроде распределения доходов от телетрансляций между командами. Через 2 года его действие истечёт, и председатель компании КТМ Штефан Пирер намерен подписать следующее, рассказал он в беседе Speedweek.

Общие черты соглашения 2022 — 2026 годов уже известны: например, оно поднимает верхнюю планку календаря с 20 до 22 этапов за сезон, и не будет устраивать революций технического регламента. Неизменность правил особенно заботит Пирера, да и другие игроки MotoGP согласны с таким замыслом. Последняя встряска произошла в 2016 году, когда монопокрышки Bridgestone заменили Michelin, а заводскую электронику выкинули ради универсальных ЭБУ Magneti Marelli. Больше в MotoGP коренных перемен не ждут.

КТМ — сверхуспешный участник мотогоночных соревнований, в первую очередь внедорожных. Компания выиграла 307 мировых титулов, начиная с 1974 года, когда знаменитый советский мотогонщик из ленинградской области Геннадий Моисеев стал чемпионом мира по мотокроссу в 250-кубовой категории. Компании из Маттигхофена также принадлежит такое безумное достижение, как 18 побед подряд (2001 — 2019) на ралли-рейде «Дакар».

В асфальтовых гонках у КТМ ничего подобного нет. Австрийцы дебютировали в МотоГран-При в сезоне 2003 в 125-кубовом классе, в 2005-м они расширили проект на GP250. За 8 лет марка выиграла всего один титул — кубок конструкторов GP125 в 2005-м с Микой Каллио, Габором Талмаши и Хулианом Симоном.

Намного лучше дела пошли с внедрением 4-тактного класса Moto3 в 2012-м: Сандро Кортезе сразу выиграл чемпионат, в 2013-м младшим кольцевым чемпионом КТМ стал Маверик Виньялес, в 2016-м — Брэд Биндер. В 2017 — 2019 годах КТМ пробовал свои силы в Moto2 (средняя кубатура Гран-При была покинута после 2009-го с ликвидацией GP250). До вершины не дошел, но был близко: в 2018-м Мигель Оливейра стал вице-чемпионом, годом позже такую же позицию занял Биндер. По окончании 2019-го проект Мото2 был свёрнут, чтобы распределить ресурсы в пользу Moto3 и MotoGP.

Класс MotoGP Пирер хочет покорить любой ценой, никакого отступления в тыл, как в случае с Мото2, 63-летний руководитель КТМ планировать не собирается. Во внедорожных мотогонках компания покорила всё что можно, теперь её цель — забраться на вершину MotoGP, и сбросить оттуда своего принципиального соперника по «Дакару» и мотокроссу — корпорацию Honda. Вместе с Марком Маркесом Honda выиграла 6 чемпионатов за 7 последних сезонов. Ни у Ducati, ни у Yamaha, ни у Suzuki не удаётся её остановить. Может, повезёт КТМ?

Пару лет назад на презентации Red Bull KTM 2018 Пирер во всеуслышание заявил, что его цель — на 4 и 5 сезон (то есть в 2020-2021 годы) бороться за победы и собственно чемпионат. Это была слишком амбициозная цель для проекта, который за 3 года набрал всего 1 подиум — мокрый ГП Валенсии 2018. В 2019-м планка была понижена до битвы за глав-5, однако и это оказалось чересчур: Поль Эспаргаро 8 раз был в глав-10, но в пятёрке ни разу, Жоанн Зарко всего раз финишировал 10-м.

За 3 сезона прототип RC16 так и не стал бойцом, который может финишировать в околоподиумной зоне. Прежде чем забраться на вершину MotoGP, сначала надо закрепиться на полпути. Вероятно, КТМ не выиграет чемпионат ни в 2020-м, ни в 2021-м. На это понадобится больше времени, поэтому следующей пятилетке быть:

Мы определённо продолжим. Одна из причин — Кармело Эспелета и «Дорна» великолепно выполняют работу. Присутствие в этом цирке крайне полезно, годно и хорошо для нашего продвижения и продаж. В 2020-м мы спокойно сядем и посмотрим, что дальше, как изменится регламент. Но мы ждём устойчивого регламента. Вот почему мы крепко планируем еще на 5 лет вперёд. Мы уже пообещали это Кармело. Это будет с 2022 года по 2026-й включительно.

Годовой бюджет всего гранприйного проекта КТМ — 40 миллионов евро. В 2019 году в него входили MotoGP, Moto2, Moto3 и кубок новичков Red Bull Rookies. Самый ёмкий, конечно же, королевский класс: 30 миллионов евро, из которых 10 миллионов покрывает производитель энергетиков Red Bull Дитриха Матешица. Это тоже австрийская компания и давний партнёр КТМ.

Заведя в 2019 году спутник Tech 3, компания выполнила один из главных пунктов соглашения с Dorna, согласно которому КТМ должна предоставить 2 мотоцикла любой частной команде, которая в них заинтересуется. Такая могучая компания, возможно, могла бы завести еще одну младшую команду, как Ducati (итальянцы снабжают техникой Pramac Racing и Avintia Racing), но Пирер в этом не заинтересован. Его цель — держать обе команды на одном техническом уровне, с мотоциклами одного года, которые будут обновляться в одном темпе:

В принципе, должно быть так: у нас 4 ездока на одинаковом техническом уровне. К сожалению, в первый год это было невозможно, хотя мы старались обеспечить Мигеля Оливейру наибольшей поддержкой, чтобы у нас было 3 настоящих заводских ездока. Но в будущем у всех 4 ездоков КТМ будет одинаковый материал. Так будет уже с Сепанга в феврале.

На тестах в Малайзии Мигель Оливейра и Икер Лекуона из Tech 3 ездили на таких же байках 2020 года, как Поль Эспаргаро и Брэд Биндер. Правда, полного соответствия не было: у Tech 3, например, у них были свежие аэрообтекатели 2020 года, но отсутствовали маятники, доработанные зимой в первую очередь для заводской команды и тест-пилотов. Оливейра и Лекуона будут получать обновления с задержкой в несколько недель.