Ипполито: Дисквалификация Фенати — крупнейшая в истории

Романо Фенати за проступок в Мизано получил по полной программе. Последствия — их можно дать отдельным списком, — практически разрушили ему гоночную карьеру. Оставшись без мотоцикла на этот год и следующий, без гоночной лицензии, выслушав много критики, Фенати повесил шлем на гвоздь. Возможно, временно. Возможно, навсегда. Адекватно ли наказание преступлению?

Для 22-летнего итальянца история не закончилась. Мотофедерация FIM вызвала экс-пилота Мото2 в женевскую штаб-квартиру для разъяснений. Федерация вправе ужесточить или изменить наказание, учитывая, что Фенати судила собственная гранприйная Группа стюардов. Создатель портала GPOne Паоло Скалера обратился к президенту Вито Ипполито с открытым письмом. Будучи согласным с последствиями (дисквалификация в Мизано, отстранение на две следующих гонки), он попросил разъяснить, почему Фенати жестко наказали даже по меркам других агрессоров.

Запрет из-за опасного либо безответственного вождения — большая редкость для MotoGP. В современной истории чемпионата его получали только Лорис Капиросси, Хорхе Лоренсо и Никлас Айо. В карьере Капиросси было два сомнительных эпизода: в финале серии GP250 1998 в Аргентине он на последнем круге вытолкнул Тетсуя Харада с трассы, другого претендента на титул. Капиросси стал чемпионом, наказания не получил, но Aprilia освободила его от контракта. В 99-м итальянец снова отличился: его дисквалифицировали на ГП Италии за аварию Марселлино Луччи. Лорис не прекратил гонку, когда ему махали черными флагами. За это он получил недопуск на следующий ГП Каталонии.

Хорхе Лоренсо тоже отстраняли. В 2005-м гонщик GP250 не приехал в Малайзию — таким было наказание за агрессивный обгон, «ликвидировавший» Алекса де Анджелиса в Японии. Никлас Айо из Moto3 дважды проштрафился в 2012-м. На ГП Испании финн повалил на землю трекового маршала и получил отпуск на следующем ГП Португалии. На гонке в Индианаполисе он после аварии толкнул другого пилота, получил дисквалификацию и недопуск на этап в Чехии.

Бывало, опасные маневры не влекли подобного. Тони Элиас вспомнил эпизод 2004 года, в котором Фонси Ньето точно так же схватился за тормоз соперника, как Фенати сделал это с Манзи. Гоночная Дирекция и FIM не отреагировали. Марк Маркес по ходу сезона Moto2 2012 сбил в Каталонии Поля Эспаргаро (получил штрафную минуту от Дирекции, FIM её отменила), и позднее в Валенсии на практике при обгоне сбил Симоне Корси, получив старт с последнего места. В этом году на ГП Аргентины #93 получил сразу три штрафа. Эти происшествия не повлияли ни на карьеру Фонси, ни на карьеру Маркеса.

Фенати дважды привлекался к ответственности за 7,5 сезонов: кроме эпизода в Мизано, за ним числится история 2015 года, когда итальянец в Аргентине разозлился на Никласа Айо. Гонщик, который дважды грубо нарушал правила за этот немаленький срок, заплатил больше, чем Никлас, который в течение одного лишь 2012-го трижды получил дисциплинарную баранку.

Ипполито ответил на письмо Скалера. Он подтвердил жесткий курс в отношении штрафов, который взяли в MotoGP. Пример Фенати — сигнал для других. За схожий проступок нарушитель получит такие же суровые санкции:

Одну вещь я хочу прояснить незамедлительно — причину вызова Романо Фенати. Мы его позвали не распинать, а скорее выслушать. На деле, наша цель — объективно проанализировать факты, чтобы принять решение. Может, всё останется как есть, или ухудшится. Мы намереваемся окончательно завершить эту тему, потому что нам не нравится «медиалинчевание», которое мы наблюдали в соцсетях. Это неправильно. Возможно, датой слушания будет вторник.

Факт не меняется: вы будете судить за то, за что уже осудили… Ваши собственные стюарды!

Это правда, но во власти FIM вмешаться в любой момент касаемо любого предыдущего решения — таково правило, установленное Франческо Зерби, когда он был президентом FIM. И думаю, это правильно — последнее слово должно остаться за Федерацией.

И еще: у Группы стюардов в Гран-При ограниченное поле для вмешательства, потому что ей приходится решать за очень короткий промежуток времени. Эта дисквалификация на две гонки — уже крупнейший штраф, когда-либо выданный. Ясно, что для чего-то большего или чего-то иного FIM обязана сама вмешиваться. Скажем так, власть Группы доходит только до сюда.

Вы будете присутствовать на слушании, как президент?

На неделе я вернусь в Швейцарию, так что да, я буду присутствовать вместе с единым судьей-председателем.

Вы прочитали наше открытое письмо?

Да, прочитал.

И что насчет «вретища и пепла»? Таким будет в будущем новое отношение FIM? Непримиримым?

Да, таким в будущем будет наше отношение, и я признаюсь: когда в Аргентине произошел тот инцидент между Маркесом и Росси, я не был согласен с принятым решением. Я хотел черного флага, и когда мне сказали, что это не меняет результата, Маркес всё равно не получит очки, я ответил: но со стороны впечатление совсем другое! Черный флаг значит не только ноль очков. Он значит, что был совершен серьезный проступок.

Всё ясно. Тогда какова позиция по отношению к прошлому? Валентино Росси заслуживал черного флага в Сепанге, когда, замедляя Маркеса, это стало причиной его аварии? Будьте внимательны, мы не говорим о мнимом пинке, которого не было, вероятно, но причина неотделима от следствия.

К сожалению, в том случае еще была пресловутая балльная система. Мне система не нравилась, потому что она снимает ответственность со стюардов. В общем, они тогда говорили: у Росси уже был один балл — думаю, полученный в Мизано, — мы дадим ему еще три, так что у него четыре, и [в Валенсии] он будет стартовать с конца решетки. Размышления такого рода не исполняют нужных обязанностей.

Затем Валентино подал апелляцию в TAS в Лозанне, и в тот момент FIM ничего не могла поделать, мы больше не могли включиться, но принцип причины и следствия был очевиден, даже если Маркес упал не из-за пинка. Но так как Марк — это Марк, и его выдавили с линии, он хотел разогнаться, чтобы выбраться из этой ситуации. Мы пересмотрели те клипы тысячу раз.

Если кто-то в Новый год выстрелит из окна, только чтобы услышать «бах», и пуля в кого-то попадет, отвечать всё равно ему.

Само собой, верно.

То есть в будущем нам стоит ждать от FIM строгости, готовности наказывать любое неправильное поведение, как только оно случится?

Да, правильно.