Правильно ли поступает КТМ, отказываясь от создания заводской команды в MotoGP?

Австрийский производитель мотоциклов очень успешен в классе Moto3, где аппаратами RC250GP пользуется множество команд, включая заводскую Red Bull KTM Ajo. Но в MotoGP у компании будет другая стратегия — она будет заниматься только производством и поддержкой машин, которые будут выступать в частных командах. Без собственного заводского коллектива КТМ фактически избежит прямой конкуренции с грандами вроде Honda и Yamaha, что для марки с такой богатой гоночной историей весьма странно. Да и найдутся ли клиенты, с учетом того, что интересных предложений на рынке становится все больше?

Журналист Дэвид Эммет рассуждает на тему возможных последствий такой стратегии:

Появление КТМ в MotoGP увеличит число заводов-участников до 6, с учетом вновь прибывших Suzuki и Aprilia. Однако, в отличие от остальных, у КТМ не будет заводской команды. Компания планирует подготовить мотоцикл в 2 версиях — трековый, для открытых продаж, и гоночный, для самого чемпионата. Аппараты MotoGP будут гораздо мощнее стандартного варианта, и будут продаваться состоятельным частным командам.

Хотя идея со штучным выпуском трекового мотоцикла весьма интересна, стратегия продаж гоночных вариантов частникам может оказаться рискованной. Когда дело дойдет до поиска клиентов, у КТМ возникнет проблема — кому понадобится мотоцикл, на котором не ездил ни один участник чемпионата? В следующем году, вместе с 16-ю заводскими байками (по 4 Хонды, Ямахи, Дукати, и по 2 Априлии и Сузуки) будут участвовать еще 8 мотоциклов Открытой категории (4 аппарата Honda RC213V-RS, 2 Форвард Ямахи, 2 Ducati GP14).

В 2016-м, когда уменьшится разрыв между этими двумя классами, заводы, скорее всего, станут сдавать в аренду частникам (либо продавать, но это менее вероятно) свои прошлогодние мотоциклы, по цене ориентировочно 1 миллион евро в год. К тому моменту в распоряжении частников должны оказаться действительно сильные мотоциклы, которые смогут легко поспорить с техникой сателлитных команд.

КТМ будет очень трудно убедить такую команду приобрести их мотоцикл вместо годовалой Хонды. КТМ нужно будет как-то доказать, что у него сильный байк. Обычно это доказывается выступлениями собственной заводской команды, но австрийцы уже ясно дали понять, что по этому пути они не пойдут. В этом есть смысл с точки зрения расходов — у заводских коллективов они огромные, а отдача от вложений не всегда очевидна. Частники невероятно консервативны сами по себе, что видно на примере Moto2 — класса, который де-факто является монокубком одного производителя. Команды и гонщики предпочитают проверенную технику, либо ту, которую использует кто-то еще, но никак не абсолютно новые машины.

Возможно, в чемпионате просто не найдется команд, которые смогли бы оплатить эти мотоциклы. Dorna и IRTA уверены в том, что идеальное количество мотоциклов на стартовой решетке MotoGP — 22. Это число диктуется количеством сильных команд и талантливых гонщиков, которые могли бы выступать на самом высоком уровне. Кроме того, это еще и денежный вопрос — каждая команда будет получать бесплатные шины от монопоставщика, экономить на доставке оборудования и техники на заокеанские этапы, а также сможет рассчитывать на «командировочные», чтобы свести к минимуму затраты на логистику. Общий размер финансовой помощи составит где-то 1,7 миллиона евро на одного гонщика за один сезон.

Если Dorna не сможет увеличить доходы с MotoGP, то и субсидировать «лишние» команды она будет не в состоянии. В данный момент у Dorna не особо получается резко увеличить прибыльность чемпионата.

Получится ли у КТМ найти клиентов или нет, по крайней мере, шумиха вокруг «мотоцикла, который разработан специально для MotoGP» сможет положительно повлиять на продажи трековой версии байка богатым энтузиастам, на которых и делается расчет. Тот факт, что мотоцикл создан для Гран-При, но не участвует в нем, возможно, сыграет в плюс компании. Лучше не участвовать в чемпионате совсем, чем плестись в самом хвосте. Нераскрытый потенциал более привлекателен с маркетинговой точки зрения, чем блеклые спортивные результаты. Особенно это применимо к подобным трековым аппаратам, для которых очень важен этот ореол родства с миром гонок.