Сезон 2021: Чехия потеряла MotoGP, впервые с 1992 года без Автомотодрома Брно

Брно, Гран-При Чехии, MotoGP
Чешский Гран-При в предварительном календаре 2021 года хоть формально и присутствовал, скорее напоминал висельника в петле, из-под которого вот-вот выдернут стул. В итоге, так и произошло: шеф Dorna Sports Кармело Эспелета подтвердил Speedweek, что пустое место между ГП Финляндии 11 июля и ГП Австрии 11 августа точно не займет Автомотодром Брно. Вероятнее всего, это будет премьерный этап в России на Игоре-Драйв.

Чешский этап Гран-При на любимом публикой кольце посреди лесистых холмов Южной Моравии был неизменной частью календаря с 1987 года (кроме отсутствия в 1992-м, когда Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию). Издание-2020 было последним, так как компания-организатор Spolek pro pořádání Grand Prix в тяжелый коронавирусный год исчерпала финансовый ресурс. Обязательным условием придания официального статуса гонке 2021 года была полная переукладка асфальта. Стоимость строительных работ в Брно оценили примерно в 3,7 миллиона евро — таких средств у организатора нет.

У компании Spolek влиятельные покровители в Чехии, ведь её учредители — это правительство Чехии, правительство Южной Моравии, администрация города Брно. Однако бюджет страны сильно просел из-за мер по поддержанию экономики в период COVID-19. Губернатор региона Богумил Шимек ничего не добился от премьер-министра Андрея Бабиша, когда разговор заходил о спонсорстве ГП Чехии 2021. Точнее, о спонсорстве вместе с оплатой переукладки асфальта. Этих денег не будет.

Мэр Брно Маркета Ванькова с грустью признала, что Spolek оказалась в тупике, из которого не выбраться. Власти региона и страны не собираются тратить несколько миллионов евро на обновление трека, а Dorna Sports не собирается делать скидку за право принимать MotoGP после многолетних конфликтов по размерам и срокам оплаты:

Горькое решение принято по простой причине — нет денег на модернизацию удобств и улучшение состояния трека, как того просила «Дорна».

[Почти 4 миллиона евро] — это неприемлемо в текущем положении еще и с учетом того, что государство уже выделило необыкновенный бюджет, чтобы выдержать чрезвычайное положение с «Ковидом».

Добиться занижения финансовых запросов «Дорны» на счёт Брно невозможно, к тому же помощи от администрации Праги нет.

К 2020 году состояние покрытия известного авто-мотогоночного трека достигло уровня, которое уже не соответствует MotoGP. На этапе 7 — 9 августа гонщики в пух и прах разносили старый асфальт за исключительную ухабистость и отсутствие держака. Брно не видел переукладки с 2008 года, за такой срок асфальт чересчур сильно «сточился» и для 280-сильных прототипов MotoGP (более медлительные Мото2 и Мото3 оказались в чуть лучшем положении) не годился.

Dorna прислушалась к мнению гонщиков, которые не первый год называли это кольцо некачественным и небезопасным. Требование о переукладке покрытия было передано организатору по ходу Гран-При, но за 4 месяца требуемые почти 4 миллиона евро так и не возникли.

Так как последний ГП Чехии прошел без зрителей, это событие стало последней каплей в сложных отношениях Spolek GP и Dorna. С 2016-го, когда практически государственная компания взялась за устроительство Гран-При, стороны спорили из-за размеров ежегодных выплат и просрочки платежей.

В этот коронавирусный год, однако, Эспелета снова пошел на уступки: в последний год соглашения 2016 — 2020 попросил внести в кассу не обычные приблизительно 4 миллиона евро, а 1,1, ведь этап должен был пройти без зрителей, и без дохода за билеты.

Но при обсуждении нового соглашения на период 2021 — 2023 Dorna заняла жесткую позицию: либо годовая плата вырастает до 6 миллионов евро, либо ГП Чехии вычёркивается из календаря. Ванькова настаивала на верхней планке в 4,5 — 5 миллионов.

Судя по комментарию Ваньковой, у Spolek GP были средства на перезаключение соглашения, но не было дополнительных миллионов на переукладку асфальта. Это требование застало чешский Гран-При в самый неудобный момент.

Кончина ГП Чехии даёт зелёный свет первому в истории MotoGP ГП России. Президент федерации FIM Хорхе Вьегас ранее говорил, что резервный трек Игора-Драйв в Ленинградской области должен попасть в гнездо между финским и австрийским этапом, если Брно вылетит.

Предположительная дата будет июльской (в отличие от начала августа, на которую регулярно ставили Чехию) — либо 18 июля, либо 25, поближе к финскому событию 11 июля. Пока Россия числится запасным треком MotoGP вместе с португальским Портиманом и индонезийской Мандаликой.

Ни Портиман, ни Мандалика явно не встанут посреди европейской части сезона, ведь это разорвёт очень удобную логистику: после финской гонки на КюмиРинге цирку MotoGP намного ближе сделать бросок через близкую российскую границу и затем отправиться в Австрию, чем ехать на юг Европы в Португалию, не говоря о вылете в Индонезию ради одинокого летнего неевропейского этапа.