Устаревший мотоцикл Морбиделли уничтожит союз Petronas/Yamaha?

Что бы ни сделал Франко Морбиделли в этом сезоне MotoGP, свежайшую версию байка М1 он не получит. Ученик Академии VR46 уже затмил самого себя из 2019 года, добившись выверенной победы на ГП Сан-Марино и поул-позиции на ГП Каталонии (оба достижения — его первые в MotoGP), однако в 2021-м Yamaha оставит перспективного итальянца на устаревшей технике.

Гонщик Petronas Yamaha SRT великолепно проводит 2 сезон с малазийской командой. Его динамика вместе с динамикой напарника Фабио Квартараро позволяет проекту Разлана Разали занимать высшую строчку командного зачёта после ГП Каталонии. Его райдеры выиграли наибольшее число этапов из минувших 8 — 3 успеха у Квартараро, 1 у Морбиделли. У заводских Monster Energy Yamaha, Ducati Team и Red Bull KTM всего 3 триумфа на всех.

25-летний итальянец с бразильскими корнями показывает впечатляющие результаты для пилота-частника. Другой аспект, повышающий ценность его усилий в непредсказуемом, хаотичном сезоне — устаревший байк. Пока Квартараро идёт к возможному чемпионству на полноценном заводском байке М1 2020 (золото в Каталонии вернуло его на 1 позицию зачета), у Морбиделли под 5 точкой байк «версии-А».

Подробности различий этих аппаратов не раскрывались, хотя глубоко копать не нужно. #21 M1 сохранил трапецевидную форму воздухозаборника аналогично версии 2019-го, что вероятно говорит о прошлой версии двигателя (правда, отказ его мотоцикла в Хересе из-за бракованной партии клапанов намекает, что там общие детали с агрегатами Росси и Виньялеса, которые так же ломались). В остальном это почти такой же мотоцикл 2020-го, аналогичный Квартараро, Росси и Виньялеса

«Почти» означает запаздывание в появлении новых компонентов мотоцикла (рама, двигатель, маятник, подвеска, электроника, обтекатель). К примеру, Морбиделли начал сезон без устройства холшота — приспособления, которое на М1 поджимает заднюю подвеску ради шустрого старта. На мотоцикле итальянца оно появилось к ГП Австрии, так что в данном случае задержка относительно других «камертонов» составила 3 Гран-При. Заводское трио впервые приложило руку к холшотке еще на февральских тестах в Малайзии.

Накануне чемпионата Морбиделли поставил подпись под новым договором с Petronas SRT. Пускай сделка была официально объявлена 2-летней (2021 — 2022), по признанию Разали, на самом деле речь идёт о схеме 1+1. Стоит только одной стороне отказаться от продолжения, как 2022-й легко сгорает. Однако Разали слишком любит весёлого улыбчивого Морбиделли, чтобы спекулировать об их расставании.

Новая пара Petronas SRT уже определена — отправив Квартараро в заводскую команду, спутник сведет в гараже Морбиделли с его наставником по Академии VR46 Валентино Росси. Объявленная на ГП Каталонии сделка с легендарным Доктором оказалась короче, чем с Франки. Контракт включает только сезон 2021, с оговоркой, что по ходу будущего чемпионата Yamaha, Petronas и сам Росси (документ 3-сторонний) обязательно обсудят 2022-й.

Вале придет в малазийскую команду, чтобы гонять на актуальном М1, Франки же придётся дальше ездить на М1 не первой свежести. Шеф Yamaha Motor Racing Лин Джарвис объяснил в Каталонии, что Yamaha в следующем сезоне опять не может предоставить еще один последний мотоцикл:

По логистическим причинам это невозможно, но как видите, у Фабио неплохой байк, пакет конкурирует.

В прошлом сезоне, когда Petronas пришла в премьер-класс в качестве расширения программы Мото2/Мото3, положение Морбиделли было иным. Он откатал чемпионат на М1 «полноценной» версии-А — заводском мотоцикле, который получал обновления (например, эволюционная версия передней подвески Ohlins) с задержкой в 2 Гран-При относительно Валентино и Маверика.

Тёмная лошадка Квартараро довольствовался версией-Б — актуальным М 2019 года с еще большей задержкой эволюции, вместе с уменьшенным числом моторов на сезон (5 вместо 7) и придушенными предельными оборотами (на 500 об/мин) ради сбережения надёжности. Последнее ограничение было снято на ГП Таиланда. Так или иначе, ничто не остановило сенсацию Yamaha от 7 подиумов и 6 поул-позиций.

Теперь М1 француза шагает в ногу с техникой Monster Energy Yamaha, пока М1 итальянца отстает на шаг-другой.

Отношение Yamaha к Морбиделли — недобрый знак для здоровья проекта Petronas/Yamaha. Когда в Каталонии подтвердился прямой характер продленного договора Росси (он подписан на завод, а не команду), Франко остался единственным «камертоном» без официального контракта. Это отличает его от Росси, Квартараро и Виньялеса.

Разумеется, Джарвис обещает Разали обновлять мотоцикл его любимчика и в следующем году, но задержка в несколько Гран-При никуда не денется. На #21 Yamaha будут потихоньку внедрять новые элементы шасси, подвески и обтекателя, оттачивать электронные стратегии, но лишь после того, как то же самое будет сделано на байках #20, #12 и #46.

Как сообщает журналист The Race Саймон Паттерсон, в паддоке MotoGP уже знают об испортившихся отношениях завода из Иваты и команды из Малайзии (с базой в Бельгии). Разали огорчен, ведь его пилот даже после победы в Мизано останется на М1 версии-А. Это касается и текущего сезона, и следующего.

По каким-то внутренним причинам Yamaha держит дистанцию со своим спутником (не звучат ли «логистические причины» как-то искуственно?). И в 2019-м, и в 2020-м она обеспечивала заводским мотоциклом только 1 пилота SRT. В 2021 году всё останется как есть, несмотря на бездонные карманы малазийского гиганта Petronas — титульного спонсора SRT и доминирующей команды Формулы-1 Mercedes F1 AMG Petronas.

Кто знает, не создает ли Yamaha искусственное напряжение ради будущей команды Росси? Проект VR46 здорово обжился в Мото2 и Мото3 (Франческо Баньяйя был чемпионом средней кубатуры), в 2022-м коллектив Доктора вполне может дебютировать в королевском классе. Появление в 2021 году Вале называет слишком поспешным, структура проекта к этому еще не готова.

Японский производитель вряд ли готов расширить программу до 3 команд и 6 мотоциклов, дабы уместить под общей крышей и SRT, и VR46. Организатору Dorna это и не нужно. Идеальный MotoGP с точки зрения Кармело Эспелета — это 6 производителей и 6 сателлитов. В чемпионате не должно быть таких «недоразумений», как одинокие Suzuki и Aprilia, или Ducati, на чьей орбите целых 2 компаньона — Pramac и Avintia Esponsorama. К 2022-му решетка наверняка приобретет стройный вид, какой её видит Dorna.

Росси как 4-кратный чемпион Yamaha и легенда MotoGP может заполучить от компании больше, чем сейчас есть у SRT. Речь идёт о полностью официальном статусе, как у Pramac Ducati или KTM Tech 3. За этим стоит 2 истинно заводских байках, как и вероятность перенаправлять своих пилотов в команду №1. В конце 2018-го Yamaha порвала отношения с французской Tech 3 после 20 совместных лет, теперь на очереди еще одна команда, которую поглощает такое же разочарование, как и Эрве Поншараля, ныне счастливого компаньона КТМ.

Разали понимает, почему Yamaha выбрала Квартараро и Виньялеса своими ездоками на 2021 — 2022 годы — они молоды и часто мелькают на подиуме, — но ему определённо не нравится, что Морбиделли туда вход заказан.

Кроме того, появление Росси в рядах SRT хоть и повысит популярность и внимание к команде благодаря гигантской базе его фанатов, не соответствует видению Разали. Бывший директор автодрома Сепанг видит в SRT команду по воспитанию юниоров. 41-летний ветеран Валентино и 25-летний Франки без шансов перейти в Monster Energy Yamaha этому противоречат.

Морбиделли невольно может стать яблоком раздора между своими работодателями. Крах Petronas/Yamaha обещает запустить сценарий, при котором в 2022-м Росси может продолжить 27-летнюю карьеру Гран-При гонщиком собственной VR46 Yamaha, а соседом по гаражу станет его брат Лука Марини, тоже член Академии VR46. Пока Марини движется к титулу Мото2, в 2021-м его наверняка ждет дебют MotoGP у Avintia Ducati. Следующая станция — VR46?

К 2022-му на обломках Petronas/Yamaha может, например, вырасти спутник Petronas/Suzuki, куда войдет Франки. Так Разали найдёт более равноправного партнера (не исключено, компания из Хамамацу готова предложить клиенту более заманчивые условия, нежели Yamaha), а Suzuki — спутник, на чем много лет настаивает Dorna.

Кажется, один распавшийся брак может привести к двум более счастливым.


Думаете, какое залить масло в двигатель тойота? Сайт kakoemaslo.ru поможет вам.