Джарвис объяснил 6-месячные переговоры с Росси его «ненормальностью»

9-кратный гранприйный чемпион Валентино Росси попал в «последний вагон» гонщиков MotoGP с контрактами на будущий сезон. Когда в субботу на ГП Каталонии было сделано долгожданное объявление о вступлении Доктора в проект Petronas Yamaha SRT в 2021 году, из 22 пилотов премьер-класса у 14 уже были продлённые соглашения.

Осложнённый коронавирусом 2020 год затянул и так непростые трехсторонние переговоры Росси, Yamaha и спутника Petronas SRT. Объявление о продолжении карьеры 41-летнего обладателя 115 побед во всех классах ожидалось в июне, в июле перед стартом сезона в Хересе, в сентябре на домашнем для #46 ГП Сан-Марино/Эмилии-Романьи. Однако его очередь подошла только в Каталонии 26 сентября, на 8 этапе чемпионата.

Новость заполонила медиа-пространство MotoGP в субботу, через считанные минуты после того, как под соглашением на 2021 год появились подписи Росси, директора Yamaha Motor Racing Лина Джарвиса и директора Petronas SRT Разлана Разали. Джарвис дал первый комментарий о сделке по ходу СП-4, затем вечером субботы англичанин вместе со знаменитым итальянцем провели отдельную пресс-конференцию в зале Барселоны-Каталуньи.

Уступая место молодому Фабио Квартараро в заводской команде, Росси объединится с Франко Морбиделли — своим учеником из Академии VR46. Доктор пришел к тому, с чего начинал карьеру в премьер-классе. Команда-спутник Nastro Azzurro Honda в 2000 году стала для него первой на этой территории, и первой, с которой он стал чемпионом на «большом» мотоцикле.

Вопреки большому желанию осуществить переход вместе со всей бригадой #46, этого не будет. Австралиец Алекс Бриггс и его коллега из Новой Зеландии Брент Стивенс будут отсечены от команды Росси. Для гонщика это большая потеря, ведь оба работают его механиками с незапамятных времён. Бриггс достался ему в «наследство» от 5-кратного чемпиона Мика Дуэна в 2000 году, тогда как Стивенса Росси встретил, когда перешел из Honda в Yamaha в 2004-м.

За 7-кратным чемпионом MotoGP последуют шеф-механик Давид Муньос (с 2019), телеметрист Маттео Фламини (с 2004) и тренер-наставник Идальо Гавира (с 2019). Таковы условия команды SRT, которой не хотелось ради Вале полностью распускать не менее высококлассную бригаду Квартараро.

На пресс-конференции Джарвис пояснил, что хотя новая сделка ковалась полгода — к её обсуждению приступили в марте, пока коронавирус не вступил в свои права, — сам документ вышел небольшим. На деле, контракт Доктора на 2021 год — не более чем дополнительное соглашение с текущему контракту Yamaha 2019 — 2020 годов, куда вписана команда Petronas. В будущем сезоне стороны начнут разговор о 2022-м, если будут удовлетворены результатами 42-летнего итальянца.

Так Росси стал единственным пилотом Yamaha с годовым соглашением. Несмотря на то, что зимой Маверик Виньялес и Фабио Квартараро заключили с производителем из Иваты соглашение на 2021 — 2022 годы, а Морбиделли получил накануне ГП Испании такое же продление от самой Petronas SRT, Yamaha не смогла гарантировать свои обязательства (заводской мотоцикл, программа обновления по ходу сезона) на 2-летний период.

Джарвис объяснил это истечением в 2021-м срока 5-летнего соглашения с Dorna Sports. Как только оно будет продлено, на повестке дня, вероятно, встанет 2022 год в следующем контракте Росси.

Сезон 2021 станет для Доктора 26-м в Гран-При и 15-м на мотоцикле Yamaha.

О решении продлить 25-летнюю карьеру Гран-При еще на год (Росси):

Получилось вот как: в обычной ситуации я бы попросил «Ямаху» дождаться Муджелло [в мае], потому что мне не нравились результаты 2019-го, я не был достаточно конкурентен, чтобы оставаться на вершине. Когда в моём возрасте начинаются проблемы, начинаешь задавать себе определённые вопросы, сравниваешь данные с пилотами, и осознаешь, что ты самый старый [улыбается]. Но думаю, я конкурентен, я это сердцем чую. Если тело в хорошей форме, тогда всё дело в мотивации. В 2019-м я немного изменился, но думаю, мы можем стать сильными и биться за победы и подиумы.

О том, что в официальной команде больше нет места (Росси):

Получилось странно. До «Ковида» где-то в январе мне позвонил Джарвис и сказал, что хочет приехать в VR46 [ко мне в Тавуллию]. Я подумал, новость так себе, я такого не ожидал. В прошлом году у Виньялеса и Квартараро были неимоверные результаты, я думал, он едет меня увольнять [смеётся].

Он рассказал мне новость [о подписании Виньялеса и Квартараро]. Я ответил, что тогда пусть «Ямаха» даст мне третий заводской байк. Я на него надавил немного, он ответил «Да, само собой».

У нас с Yamaha особые отношения, с того момента мы начали вместе работать над проектом, и я счастлив, что мы сделали это объявление. Раз могу конкурировать, то хочется и в 2021-м гонять. Спасибо вам, Yamaha и Petronas, за поддержку. Будет правда приятно вместе выступать.

О потере Бриггса и Стивенса, дуэте с Морбиделли (Росси):

Я бился за всю свою команду, но иногда это невозможно. Мне всегда было важно продолжать с той же командой, но в данный момент моей карьеры это нормально — не всё можно сделать идеально.

Будет очень приятно объединиться с Морбиделли. Если б нам несколько лет назад сказали, что мы будем гонять за одну команду, мы бы ответили «невозможно». Вместо этого приятно узнать, что мы вместе гоняем в 2021-м.

О процессе переговоров (Джарвис):

Подписали за 17 минут до пресс-релиза, но было важно сделать это сегодня. Процесс был долгим и сложным. Обычно договор между Yamaha и нами, но это был другой случай. Мы продлили наше соглашение, но еще включили «Петронас» — их тоже нужно было включить в соглашение.

Я еще в начале года говорил, Валентино важен для MotoGP. Было бы неправильно, если б он покинул MotoGP в этот сезон «Ковида». Мы и сегодня видим его конкурентным и мотивированным, он подаёт пример. У нас долгая история, мы провели вместе 15 лет, хорошо друг друга знаем. Он один из нас, он из Yamaha. Чудесно, что можно вместе продолжать.

В следуюшем году у нас те же 4 ездока, и это здорово, группа фантастическая. Сегодня прекрасный день для спорта.

О техническом обеспечении (Джарвис):

Очевидно, сегодня мы опять подписываем Валентино как заводского гонщика на 2021-й. То есть «заводской гонщик» означает, что у него договор с Yamaha Motor Company, и он получит от нас полную поддержку, он получит заводской байк, и за ним будут плотно и пристально наблюдать, поэтому не думаю, что он хоть в чём-то пострадает по технической части.

Почему контракт только на 2021-й (Джарвис):

Мы на переговорах предлагали однолетнюю программу, но по ряду причин Валентино не хотел начинать следующий год, зная, что он будет последним. Он хотел возможность суметь продолжать и дальше. Тут мы сразу все согласились.

Мы выбрали этот путь, потому что наши договоры с Dorna и Petronas до конца 2021-го. Очевидно, мы планируем их обновить. Договор однолетний, это правда, но если мы оба будем довольны в следующем году, сможем вместе продолжить — на этот счёт мы уже согласились.

Когда заключается договор, его можно заключить только на то, что можно предоставить. То есть у нас нет договора с чемпионатом на 2022-й. То есть каждый производитель подписывает договор на 5 лет. У этого срок выходит в 21-м.

Лично я сейчас не сомневаюсь, что мы тут пробудем с 22-го по 26-й, но договора у меня нет, так что я не могу гарантировать договором «в следующем году мы дадим тебе то и то». Так что вот основная причина.

Так что скажу искренне, в нашем соглашении есть кое-что очень-очень чёткое, где говорится о нашем намерении обсудить потенциальное удлинение в середине следующего сезона. Один год не ознает единственный год.

О планах привести собственную команду VR46 в MotoGP под крыло Yamaha (Росси):

Мы разговаривали с Джарвисом на счёт байков, так что почему нет? Было бы хорошо, но для начала нам надо решить, вступать ли в MotoGP. Пока что у нас масштаб что надо — мы и так гоняем в других классах MotoGP, а именно Мото2 и Мото3.

О возвращении в команду-спутник впервые с 2001 года (Росси):

Будет что-то вроде Nastro Azzurro в GP500 — команда-спутник с официальным байком. Мне сказали, я был единственным, кто выиграл титул в королевском классе со спутниковой командой. Раз так, в следующем году снова попробую [улыбается].

Про очень позднее подписание (Джарвис):

Вероятно, на это ушло месяцев 6. Забавно, потому что я смотрю на контракт, и он довольно маленький, этот наш контракт, потому что это расширение имеющегося контракта. Но чтобы до этого дойти, ушло 6 месяцев.

Это сложно, потому что мы — японская компания, но включаем в сделку малазийскую команду, да еще с итальянцами. И есть у нас парень-англичанин, который старается всё это соединить. То есть по пути у нас не было каких-то реальных затруднений, но сложно, потому что он — не «нормальный» ездок. С нормальными ездоками сделки заключаются очень резво.

Но когда у вас некто вроде Валентино Росси, нужно быть очень точным с технической поддержкой, с персоналом команды, с правами на образ, с каждым аспектом. А на такие вещи уходит время, если вы хотите хорошо их сделать. Мы попали в цель, и я очень счастлив.

Про очень позднее подписание (Росси):

Я был честен со всеми журналистами, когда говорил, что на 99% хочу продолжить в Petronas. Когда решение было принято, Yamaha и Petronas уже сказали «да». Мы не торопились. Как объяснил Лин, контактировали 3 стороны — это всё усложнило.

Днем позже у Доктора был великолепный шанс отметить продолжение карьеры подиумом на ГП Каталонии. Он начал гонку 3-м, и к сожалению, закончил в гравии. Клетчатым флагом для пилота Monster Energy Yamaha стала низовка во 2 повороте 15 круга, когда он преследовал победителя Фабио Квартараро в 0,7 секунды позади.

После последовательных аварий на ГП Эмилии-Романьи и ГП Каталонии Росси опустился на 11 место в личном зачете — самую низкую позицию в лагере Yamaha.