Эспелета: Без ТВ-прав MotoGP не выживет

Кармело Эспелета подтвердил в видеоинтервью Marca готовность MotoGP вернуться на трек. Как только правительство Испании одобрит особый медицинский протокол для паддока, 19 июля превратится из предполагаемой даты начала сезона в настоящую.

Трек Херес даст отмашку чемпионату, сильно порезанному коронавирусом. 19 июля на нём планируется провести ГП Испании, 26 июля — ГП Андалусии. За следующие месяцы вплоть до начала ноября должны состояться еще 10 — 11 Гран-При в таких местах, как Брно, Ред Булл Ринг, Мизано, Арагон, Рикардо Тормо. Вероятно добавление Ле-Мана и Барселоны-Каталуньи. Протокол Dorna будет передаваться на утверждение каждой стране-участнице. Пока обязательное условие — гонки без зрителей.

Что касается осеннего заокеанского тура, в его сохранении уверенности нет. Вчера Dorna пришлось объявить об отмене ГП Японии, ранее календарь покинула Австралия. Этапы в США, Аргентине, Малайзии и Таиланде тоже под угрозой как слишком далёкие. Надолго закрытые границы и правительственные запреты на массовые сборища практически ставят крест и на них тоже. В любом случае, ранее середины ноября MotoGP Европу не покинет.

В чём Эспелета весьма уверен, так это в спасении европейской части сезона. Дюжина событий или около того позволят провести не самый короткий чемпионат, даже не покидая континентальную Европу, благодаря сдвоенным Гран-При на одних и тех же трассах:

Кажется, всё пойдёт по плану А, по которому фокусируемся на Европе с 19 июля до ноября, без зрителей, если только не будет сюрпризов. Есть другая часть [календаря] вне Европы, которая должна быть с публикой, и мы над этим работаем, но мы так же говорим командам, что пока слишком рано, чтобы знали, чего ожидать.

После первоначального шока от коронавируса MotoGP собрался с мыслями и придумал, что делать. Весной комиссия Гран-При несколько раз дополняла регламент: на 2020 — 2021 годы заморожены двигатели и аэродинамика, в 2020-м не будет выступлений по шальным картам. Вдобавок, с апреля Dorna поддерживает частные команды ежемесячными авансовыми платежами, чтобы те не закрылись после зарезания или разрыва спонсорских соглашений.

Теперь чемпионат готов гонять в новом мире, по которому по-прежнему шагает коронавирус, правительства с опаской ослабляют или продлевают карантин, а производители MotoGP гадают, до каких размеров вырастут потери на продажах этого года и следующего. Само зрелище пострадать не должно:

Год начинался очень хорошо. Тесты показали, что 19 пилотов менее чем в секунде, и теперь надо посмотреть, как им послужил перерыв. Мы устроим предварительный тест в среду в Хересе [15 июля], если сможем начать, чтобы немного прийти в форму. Но Мундиаль будет очень конкурентным, да и гонок меньше, чем планировалось, так что надо поосторожнее с падениями или нулями. Будет нужна тактика, чтобы знать, как распределить усилия.

После того, что случилось, Мундиаль-2021 станет сильнее. Он должен показать, что у нас есть мышцы, и мы способны это пройти. Спонсоры с нами, и они хотят продолжения. А сейчас надо обеспечить зарплатами ряд команд — вероятно, тех, у которых спонсоры помельче.

К тому же мы заморозили регламент на 2 сезона, чтобы облегчить вложения. Если б мы не остановили эволюцию, различия [между командами] появились бы снова. Заморозка этих правил позволяет частично смягчить отток спонсоров у команд поманьше. Еще это позволяет уравнивать. У КТМ и «Априлии» больше двигателей и тестов, чтобы сумели еще сильнее выравнить сезон.

Благодаря финансовой модели MotoGP способен выживать и без зрителей на трибунах. Средства, которые перечисляют платные ТВ-каналы за возможность показывать гонки, Dorna затем распределяет среди команд — частично оплачивает их расходы на логистику, возмещает стоимость аренды мотоциклов.

Как минимум первые Гран-При возрождённого чемпионата пройдут за закрытыми дверьми. Для треков это тяжелый удар, ведь без выручки от продаж билетов, еды, напитков и прочей торговли на Гран-При им неоткуда взять деньги, чтобы заплатить Dorna за приезд MotoGP. Организатор чемпионата договаривается с каждым треком о реконструкции платежей.

Если MotoGP без живых зрителей еще возможен, без платных ТВ-каналов чемпионат ждёт крах. К счастью, этот спорт популярен как никогда. В дверь Dorna всё время стучатся новые желающие принять Гран-При, а крупые вещатели вроде BT Sport, DAZN, Sky Sport и Motorsport.tv не спешат отказываться от передач, которые приковывают к экранам массы мотогоночных фанатов:

Команды живут на то, что им отчисляют от гонок, так что надо им помогать наперёд, раз чемпионат пришлось остановить. Вся суть — в телевизионных правах, и с этим доходом мы можем проводить гонки без зрителей. Без этого чемпионат был бы невозможен.

Пустые трибуны? Ну, хотя бы лишнего шума не будет [улыбается]. Мотоциклы и так шумные сами по себе — это у них одно из главных достоинств.

У нас не будет «трибун-муляжей», мы их всё-таки скорее используем под рекламу. Мы — компания, которая устраивает гонки и показывает их по телевизору, и если этого нет, то не важно, насколько мы сильны в других областях. Так что сосредоточимся на наилучших возможных гонках.

Ранее, когда в союзе производителей MSMA шли бурные дебаты по видео-связи о мерах экономии, обсуждалась идея Ducati временно отказаться от второго мотоцикла в гараже. Заводы не поддержали в Гран-При формат братского WSBK. Эспелета согласен — экономия на персонале и обслуживании была бы слишком сомнительная:

Шоу должно быть таким, каким всегда было. А когда есть 2 мотоцикла, это запас на случай падения и продолжения [без перерыва]. Всего 1 мотоцикл мог стать очень серьёзной ошибкой. Это ничего не возмещает, да и по обслуживанию тоже.