П. Эспаргаро: Чем дольше я в КТМ, тем труднее выявлять проблемы

Поль Эспаргаро до сих пор не превзошел собственные результаты дебютного сезона MotoGP. В 2014-м, когда действующий чемпион Moto2 пришел к Эрве Поншаралю в Yamaha Tech 3, всё закончилось 136 очками, статусом новичка года и лучшим независимым пилотом года, 6 чемпионатным местом. 6 лет спустя Поличчио остаётся на более низком уровне.

С другой стороны, младший Эспаргаро с 2017 года выступает на байке, который в будущем наверняка позволит поднять эту планку. Пилот #44 остаётся лучшим гонщиком КТМ 3 сезона подряд. За рулём менее совершенного, но более диковатого прототипа испанцу удобнее, чем слишком мирная и устойчивая (для него) Yamaha. За ним не хватает только «самого малого» — более чем 35-летнего участия в королевском классе Гран-При и многочисленных чемпионств.

Покинув Tech 3 на излёте 2016 года, Поль пересел на байк совсем другой конструкции. Заводская команда КТМ пришла в MotoGP с замыслом, не похожим ни на кого: стальная трубчатая рама вместо алюминиевой лонжеронной, подвески WP Performance вместо предельно распространённой Ohlins.

Так же КТМ был единственным, кто использовал в двигателе V4 традиционный порядок зажигания через каждые 90 градусов оборота коленвала («скример»). Остальные марки вне зависимости от компоновки мотора — V4 или рядная четвёрка, — к 2017-му остановились на так называемом большом взрыве («биг-бэнг»), где порядок несимметричен, и зажигание в цилиндрах происходит попарно каждый 180-градусный оборот, либо через иной промежуток. Неравномерный импульсный порядок лучше сказывался на экономии задней шины и мягкости передачи мощности, так что КТМ в течение 2017-го присоединился к почитателям биг-бэнга.

Спустя несколько сезонов проб деталей для двигателя и шасси RC16 по-прежнему остаётся силовым байком — ему нравится заходить в повороты боком и трястись на разгоне, вместо того чтобы железной хваткой оставаться на линии, как Yamaha. В 2019-м для только что покинувшего Yamaha Tech 3 Жоанна Зарко такая разница в поведении стала ночным кошмаром. Подавленный серией результатов от 10 места и ниже (после 6 подиумов за 2 сезона в Tech 3), Зарко по воле команды покинул Red Bull KTM после ГП Сан-Марино.

В беседе Speedweek Эспагаро признался, что его влияние на КТМ за эти годы было двойственным. Каждый год испанец привозил марке лучшие результаты (два 9 места в 2017-м, дождевой подиум в Валенсии-2018 — первый приз MotoGP и для пилота, и для КТМ, — 6 место в Ле-Мане-2019), его взгляд на развитие байка «замылился». Поэтому в конце 2018-го для команды ценнейшим приобретением стал Дани Педроса. Ушедший из Repsol Honda на пенсию 3-кратный вице-чемпион MotoGP провёл в 2019 году много частных и официальных тестов, дал КТМ много отзывов о качестве байка.

Под влиянием Педросы для 2020 года КТМ сильно изменил байк. В частности, частично переделал раму с труб круглого сечения на прямоугольное. Новинка на осенних тестах оставила Поличчио в восторге — новый RC16 намного точнее на входах в поворот и еще нежнее обходится с задней покрышкой на длинных дистанциях. Иногда завод попадает в затруднительное положение, когда пилот и тест-пилот противоречат друг другу:

В самом начале, когда мы начинали этот проект в КТМ, я мог точно определять, где у нас были проблемы. Я мог точно определять, где мы теряли время. В Катаре-2017 мы были на 2 последних стартовых местах…

Я пришел от другого производителя, но теперь я проездил на КТМ больше 3 лет, и чем больше проходит лет, тем мне труднее указывать на проблемы и слабости. Наш тест-пилот Дани Педроса ездил на «Хонде» по 2018-й. Он жалуется полностью на другие вещи, чем я. Иногда мне его трудно понять.

С другой стороны, я ругаю вещи, которые Дани пока не может заметить. Это нелегко, потому что я привык к определённым вещам на КТМ. Да и потом, иногда перестаёшь осознавать, что это — сильные стороны нашего мотоцикла. Как я сказал, иногда наша работа по развитию трудна, но я делаю что могу.

3 года спустя КТМ еще не сделал байк, который умеет побеждать. Австрийский прототип так же не умеет регулярно приезжать на подиумы, биться за топ-5 или хотя бы топ-10. Как и всякий активно обновляемый байк, RC16 показывает слишком большой разброс результатов. К примеру, на цепком асфальте Ле-Мана Эспаргаро взошел на пик КТМ в 2019 году — финишировал 6-м в 5,9 секунды от победы, а в Мизано на скользком из-за дробеструйной обработки покрытии неожиданно показал 2-е квалификационное время за поулистом Мавериком Виньялесом.

Почему КТМ оказался так быстр на трассах с такими разными конфигурациями и несравнимым уровнем держака? Это одна из загадок, которая требует глубокого изучения трековых данных на базе КТМ в Австрии:

Думаю, это нормально. На уик-эндах ГП не понятно, почему дела идут хорошо, или как минимум лучше, чем ожидалось, потому что всегда ситуацию надо видеть и анализировать на расстоянии. Мы всегда себя сравниваем с прошлогодними результатами. Но в 2019-м у нас был совсем не такой байк, как в прошлом.

Насыщенная эволюция RC16 подразумевает постоянный усиление/ослабление его черт — как хороших, так и плохих. Эспаргаро вспомнил, насколько по-разному вёл себя мотоцикл на ГП Австралии в 2017-м и 2018-м. Сверхбыстрый трек, критически требовательный к скорости в поворотах, оказался довольно благосклонен в 2017-м, но годом позже стал причиной головной боли длиной в весь уик-энд. В 2019-м Эспаргаро финишировал 12-м на Филлип-Айленде, его 9 место в 2017 году — по-прежнему рекорд КТМ на этой трассе.

В 2018-м КТМ стал еще менее оригинальным, переведя двигатель V4 на коленвал обратного вращения, как у остальных байков MotoGP вне зависимости от типа мотора. В 2019-м накануне ГП Франции байки впервые получили карбоновые маятники и вновь изменённый порядок зажигания, не говоря о других новшествах по ходу сезона.

Эволюция RC16 привела к великолепной гонке во Франции и квалификации в Италии (Мизано), но рецепт не был универсальным. КТМ до сих пор не является силой, которая может подвинуть грандов Honda, Ducati, Yamaha и Suzuki:

Изменения в мотоцикле из года в год вели к разным выступлениям на разных треках. В 2017-м в наш первый год мы были очень сильны на Филлип-Айленде, в 2018-м были реально медленными. Это часть процесса разработки. Так будет всегда. Иногда мы будем быстрыми, когда ждём плохого выступления. Противоположные примеры где-нибудь да будут, потому что байк всё меняется и меняется.