Губер объяснил, как изменится MotoE в 2020 году

Премьерный мини-чемпионат MotoE на одинаковых электробайках Energica Ego Corsa оказался более горячим, чем можно было ожидать. По крайней мере, в начале. Большой пожар в электропаддоке Хереса на тестах в ночь на 14 марта показал, что 2-колёсный Гран-При пока не очень готов к таким гонкам.

Из-за короткого замыкания во время зарядки снятой батареи разросся пожар, в котором были уничтожены 18 основных байков и 5 запасных (включая электронные блоки Dell’Orto, тормоза Brembo, колёса Marchesini, и прочее), электрооборудование титульного спонсора Enel, и оборудование 12 команд-участниц. К счастью, в это время паддок был пуст, обошлось без жертв.

Частично сгорели и планы на чемпионат. Первые этапы в Хересе (3 — 5 мая) и Ле-Мане (17 — 19 мая) были отменены, пока Energica, Enel и другие партнёры MotoE в спешке изготавливали всё заново. К концу мая байки Energica и запчасти к ним были готовы. Планы начали возвращаться в рабочую колею. 17 — 19 июня на Барселоне-Каталунье прошли предсезонные тесты на новой технике, а 5 — 7 июля германский этап открыл гоночную историю MotoE. Первым победителем гонки стал финн Ники Туули, первым чемпионом — итальянец Маттео Феррари.

Исполнительный директор MotoE Николя Губер считает, старт новой затеи прошел успешно. На 4-этапном кубке из 6 заездов (2 одиночных этапа, 2 сдвоенных) было 4 разных победителя, 8 человек поднимались на пьедестал.

Правда, пока состязания на тяжелых (260 кг) и маломощных (163 л.с.) электробайках выглядят детской версией бензиновых гонок MotoGP. Energica по скорости круга еще не превзошла 55-сильные «мопеды» Moto3, а заряда её батареи хватает только на 12 минут полной тяги. 7-круговые заезды не стали делать длиннее, чтобы гонщики не снижали ход и не докатывали до финиша в прогулочном режиме:

У Мирового кубка MotoE было трудное начало из-за пожара в паддоке Хереса, но с июля дела устоялись и всё наладилось. Мы достигли цель первого года: показали, что MotoE — это истинные мотосоревнования и зрелище высокого уровня. Гонщики вдыхали жизнь в упорные и увлекательные гонки, и все получили возможность увидеть, что электроциклы способны веселить наравне с традиционными мотоциклами. Это мы и хотели добиться, и мы преуспели.

В 2020 году стандартом гоночного уик-энда MotoE станет то, что мы увидели на втором этапе в Австрии. Тогда гонщикам добавили 20-минутную субботнюю практику СП-3 вдобавок к двум пятничным, чтобы квалификация не была единственной сессией дня. За счёт дополнительного трекового времени можно было лучше подготовиться к горячему кругу, который проходит в сжатых временных условиях. СП-3 отсутствовала на сдвоенных гонках в Мизано и Рикардо Тормо, уступив место субботнему заезду №1. Так будет и в 2020-м.

В новом календаре не будет Заксенринга, где началась история MotoE. Из-за отдельного электропаддока на территории этого германского трека было тесновато. Его место займёт голландский Ассен, в том числе из-за более высокой электрификации инфраструктуры и интереса к технике без вредных выбросов в атмосферу:

По ходу этого первого года мы постоянно вносили поправки. В частности, мы определились с графиком сессий гонок следующего года. В Австрии мы впервые ввели СП-3 утром субботы, чтобы дать возможность ездокам поездить в один день с Э-поулом.

Такой и будет модель, которую мы приненим ко всем гонкам 2020-го: две тренировочные сессии в пятницу, одна утром субботы и Э-поул днём, и закончим гонкой в воскресенье перед гонкой Мото3. Исключением станет уик-энд в Мизано, где у нас будет две гонки — одна в субботу и одна в воскресенье.

Что касается треков, мы решили заменить гонку в Германии на Заксенринге Ассеном в Нидерландах. Основных причин две. Одна относится к логистике, ведь Заксенринг особенно критичен и к структуре паддока. Другая в том, что Голландия — очень интересный рынок для электрического транспорта.

Ego Corsa ездит на 17-дюймовых покрышках, каждая из которых уходит корнями в разные чемпионаты. Передняя Michelin — развитие среднего по жесткости варианта MotoGP. Хотя в состоянии покоя на переднее колесо приходится целых 140 кг (в движении с пилотом за рулём на торможении и того больше), более низкая динамика электробайка избавляет переднюю от нагрузок как в MotoGP. Эта шина останется неизменной.

Зато изменится задняя. Та сверхмягкая покрышка создана на основе испанского/французского Супербайка, и уже на пределе. После заездов на скользком Мизано (кольцо стало таким после дробеструйной обработки асфальта, что убрало с него весь слой резины) стало видно, что нужен следующий шаг. «Энерджики» буксовали в том числе в вертикальном положении, хотя их 163-сильные электромоторы не обрушивают такую мощь на заднее колесо, как 270 — 280-сильные прототипы MotoGP. Впрочем, в MotoGP лавину лошадиных сил сдерживает электронный контроль тяги — то, чего нет в MotoE:

Чемпионат начнётся 3 мая в Хересе де ла Фронтера, но перед этим на том же треке пройдут две тестовые сессии — одна с 10 по 12 марта, а другая с 8 по 10 апреля. Для первых тестов у нас уже есть рабочее расписание, которое охватит новую заднюю шину и переднюю подвеску.

Шины, которые в этом году поставлял «Мишлен», были хороши, но некоторые ездоки жаловались на подвижность на поворотном выходе, так что в следующем году они станут устойчивее и контролируемее. С другой стороны, передняя очень хорошо себя вела, и останется такой же.

Касаемо подвески, в этом году мы установили много границ. Мало какие элементы команды могли менять. На деле, только уровень масла, жесткость пружин и еще немного. На следующий год мы хотим внедрить больше переменных. Если конкретно, можно будет работать с отбоем передней вилки. В то же время будут улучшения, которые сделает Energica. В частности, у двигателя будет выше крутящий момент на малых скоростях. Текущее сочетание уже очень высокое, но в следующем году станет еще выше.

По продожительности заездов MotoE выглядел бедным родственником на фоне основных гранприйных классов. Рядом со средней продолжительностью 38 — 40 минут даже самый длинный заезд MotoE — в данном случае гонка №1 в Мизано с хронометражом 12 минут 19 секунд, — пролетел смехотворно быстро. В обозримом будущем электрогонки не станут особенно длиннее — такой цели у MotoE нет.

Вместо этого усилия будут направлены на повышение динамики Energica, чтобы вписать в текущую продолжительность больше скорости, обгонов, действия. Снаряженная 260-килограммовая масса Ego Corsa на 103 кг превышает минимальную массую прототипа MotoGP, практически за счёт одной литий-полимерной батареи. Это при том, что электробайк обходится без КПП и сцепления. Кроме батареи, «жир» наверняка срежут в других местах — например, раме, подрамнике, маятнике.

Губер добавляет, что в 2020 году вместо 7-круговых заездов придут 8-круговые. На самом деле, так должно было быть и в этом, но лишний круг тоже «сгорел» в том мартовском пожаре. Не весь инструментарий был восстановлен на 100%. Переносные 5-киловаттные зарядники, как и передвижные 60-киловаттные зарядные тележки Enel JuiceRoll по ходу сезона были недоступны.

Перед заездом «Энерджики» покидали электропаддок полностью заряженными от стационарных заправок JuicePump, но на решетке часть энергии уже была потрачена на установочный круг. В новом сезоне этот круг будет восполняться прямо перед стартом за счёт переносных зарядников, что доведёт продолжительность заезда примерно до 15 минут:

В следующем году у нас будет на один круг больше благодаря переносным зарядникам, которые будут доводить батарею до 100% после установочного круга прямо на стартовой решетке.

В то же время стоячие зарядные станции тоже разовьются. Таким образом, мы дойдём до 8 кругов, что равняется 15-минутному состязанию. Для нас это верная продолжительность. Мы хотим, чтобы гонщики могли выбирать только одну стратегию — как можно жестче ехать с первого до последнего круга.

Мы знаем, многие хотели бы увидеть гонки подлиннее, и это хороший знак — это значит, что от MotoE получают удовольствие. Но когда технология батарей разовьётся, мы не увеличим дистанцию гонок, а будем работать над уменьшением веса байка.