Что скрывают шины Michelin для кубка MotoE?

Michelin, монопоставщик покрышек MotoGP с 2016 года, в 2019-м стал играть еще более важную роль в чемпионате Гран-При. Французская компания не упустила возможность поставлять шины в кубок MotoE для электрических мотоциклов Energica. Новая серия даёт Michelin больше шансов набирать данные, которые могут улучшить безопасность и долговечность серийных изделий. В этом компании помогает исполнительный директор серии Николя Губер, бывший технический директор мотодивизиона Michelin Motorsport.

Пока MotoE — это маленькие соревнования по сравнению с MotoGP. Календарь 2019 года — это 4 совмещенных с MotoGP этапа в Германии, Австрии, Италии (сдвоенная гонка в Мизано) и Испании (финал сезона в Валенсии). Каждому гонщику премьер-класса на уик-энде полагается 22 передних и задних слика 3 типов — мягкий, средний и жесткий. Вдобавок, им выдадут 13 дождевых покрышек до 3 типов, и даже 15, если мокрыми будут минимум 4 трековых сессии.

В электрокубке с его короткими заездами (пока рекорд длительности — 12 минут 19,6 секунд в 7-круговом заезде №1 в Мизано) числа меньше: всего 9 сликов и 7 дождевых на гонщика. Никакого выбора по составам нет. Чтобы не перегружать пилотов изучением шин, когда они еще осваивают диковинный байк Energica Ego Corsa, Michelin привозит на «электрические» этапы по 1 типу передних и задних шин. Единственные варианты прояснились на тестах 2018 года, которые проводил штатный тест-пилот Energica Алессандро Бранетти и бывший гонщик MotoGP Лорис Капиросси.

Так как у Michelin до начала испытаний Energica не было трековых данных для конструирования новых гоночных шин, компания отталкивалась от накопленного опыта и характеристик Ego Corsa. Крупнейшее отличие э-байка от MotoGP — масса, в чём почти целиком «виноват» электродвигатель. На весах Energica показывает 260 кг, что на 103 кг превышает минимально установленную массу бензиновых прототипов. В неподвижном состоянии на заднее колесо приходится 120 кг, на переднее — 140. Если добавить на него 17 кг, получится, что передок Energica возит целый байк MotoGP!

Ради безопасности и долговечности Michelin требовалось что-то большее, чем самый жесткий передний слик/дождевик MotoGP. Каркас передней шины премьер-класса диаметром 17 дюймов сочли пригодным для MotoE. Именно с такими покрышками — это стандартная размерность для дорожных мотоциклов, — Michelin вернулись в MotoGP в 2016 году, отправив на пенсию 16,5-дюймовые японские изделия Bridgestone. Ширина так же аналогична: 3,75 дюйма у обоих вариантов (12/60-R17).

Хотя Energica обладает массой совершенно другого уровня, у этих байков достаточно низкая динамика. Например, в квалификации в Мизано быстрейший круг 1:44.660 установил Алекс де Анджелис из команды Pramac MotoE — целая вечность по сравнению с поулом 1:32.265 пилота заводской команды Yamaha MotoGP Маверика Виньялеса. По этой причине передняя покрышка MotoE — развитие среднего, а не жесткого состава MotoGP. Французские инженеры сочли его температурное окно оптимальным и для холодных утренних сессий и тёплых дневных. Кроме того, в MotoE жесткое торможение — не тот способ, которым добывается время круга. Тяжелым электробайкам нравится мягкий вход и удержание скорости в повороте.

Задним шинам MotoE шириной 6 дюймов (20/69-R17), наоборот, попроще. Energica обладает мощностью, более привычной на 600-кубовых суперспортах (160 л.с.), чем на огнедышащих чудовищах MotoGP (270 — 280 л.с.). Это означает нагрузки более скромного уровня, так что стандартный задний вариант — сверхмягкий, который не должен долго жить. Для коротких заездов MotoE и характера байка, любящего повороты, слик с максимальным зацепом боковин сочли самым подходящим. Любопытно, что здесь супербайковская основа, а не гранприйная. Сзади на Energica стоят эволюционные покрышки из испанского и французского Супербайка (не из мирового WSBK, где монопоставщик Pirelli).

Но сверхмягкий слик на Ред Булл Ринге — плохая идея. Этот трек — один из самых «злых» в MotoGP, так что и бензиновому, и электрическому классу полагаются усиленные теплостойкие варианты, которые справятся с насыщенными разгонами-торможениями. Как-никак, Red Bull Ring — это 3 прямика и лишь несколько поворотов (10). По шкале жесткости слики для ГП Австрии были средним «софтом», а не «суперсофтом». Впрочем, они не пригодились, так как заезд был дождевым.

Если PDF-файл не загружается, перейдите по ссылке ниже

Увеличить/скачать PDF-документ: ссылка

Директора мотонаправления Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо не удивляют данные MotoE. Премьерный сезон электрокубка идёт согласно ожиданиям, объяснил он на ГП Сан-Марино порталу epaddock.it. Байки Energica не только медленнее MotoGP — они даже уступают 250-кубовым «мопедам» Moto3. Никаких запредельных нагрузок на шины в MotoE сейчас нет. Ego Corsa требует стиля езды, очень похожего на Moto3 — мягкий вход, удержание скорости, — но 260-килограммовые прототипы не могут наклоняться свыше 60°. На прототипах MotoGP к этому числу можно добавить еще 4-5, так что покрышки MotoE, несмотря на солидный вес железа, который они возят, могут не напрягаться.

По словам Тарамассо, с передними шинами компания попала в яблочко. В ближайшее время они не изменятся. Но задние есть, куда улучшить. 120-киловаттный электромотор хоть и не разгонит Energica быстрее 270 км/ч, но в любой момент готов дать максимальный или околомаксимальный крутящий момент, ведь в нём нет движимой цилиндро-поршневой группы, которой нужно время на разгон.

Некоторые гонщики уже пожаловались (особенно на таком скользком асфальте, как в Мизано-2019), что тяговые возможности экстрамягкого заднего слика исчерпаны. На мизанском этапе «Энерджики» буксовали на разгонах даже в полностью вертикальном положении. Это не только из-за шин и асфальта. На Ego Corsa нет контроля тяги, в отличие от MotoGP, дозирующего мощность в зависимости от наклона мотоцикла.

Вдобавок, гонщики открываются агрессивнее, чтобы не терять поворотную скорость. Электромотор готов сразу обрушить всю мощь на заднее колесо, поэтому в этой части требования гонщиков уже возросли. В 2020 году Michelin внедрит в MotoE еще более цепкий задний баллон.