Золото раз, золото два… Россия на Speedway of Nations 2019

На второй в истории Speedway of Nations сборная России въехала по-королевски. Ей как стране-победительнице было необязательно проходить отборочное сито. У меня было ощущение, и так короткие соревнования ужались до карликового размера, до тех двух дней, что Тольятти принимал финал. На деле всё было как в прошлый раз: семь национальных команд, два отборочных этапа и финал в два захода. Каждая команда — это два взрослых спидвеиста плюс юниор-резервист до 21 года, который должен выступить хотя бы в одной гонке.

Где-то там без нашего участия шли битвы за горячие путёвки. 4 мая в Германии шведская, польская и немецкая сборные обеспечили тур в Россию, 11 мая в Великобритании это сделали британская, австралийская и датская сборные. Посреди лета их ждала встреча с действующими чемпионами. Впрочем, статус победителей — это вчерашние новости. В текущий момент мало кого интересует, что произошло 365 дней назад или около того. В Тольятти наша сборная была просто одной из команд.

Единственный бонус, которым стадион имени Анатолия Степанова обеспечил Эмиля, Артёма и Глеба — поддержка российских фанатов. Сидя на трибуне, я думал, что стадионная звуковая система могла бы работать и потише: музыка и речь комментатора в перерывах между схватками весьма били по ушам. Как будто рёва четвёрки карбюраторных 500-кубовых мотоциклов было недостаточно. Но каждый раз, как на треке появлялись наши гонщики, восторженные болельщики из Тольятти, Самары, Салавата (родного города Эмиля и Глеба), Владивостока и других мест так громко их приветствовали, что уши можно было откручивать и убирать в карманы. Такого уровня децибел я не ожидал. Жаль, что не было слышно приезжих фанатов из-за рубежа. Казалось, их просто нет. Российский стадион сам болел и за своих, и за австралийцев, и за немцев, и чуть-чуть за поляков.

Взрыв оваций встречал российское трио от парадного круга в субботу до победного празднования в воскресенье (не считая того, что творилось после). Хотя гоночная программа продлилась 44 заезда и более 4 часов, на стадионе время летит быстро. Приходится смотреть, слушать и осмысливать. Вроде недавно ты видел этих ребят по ТВ, и вот они почти перед тобой. Пока я осматривался по сторонам, парадный круг закончился, капитаны начали произносить речи. Вот на пьедестал в центре стадиона выходит чемпион 2017 года Джейсон Дойл, капитан австралийской команды… Было забавно: я не сразу понял, почему из динамиков доносится голос двукратного чемпиона MotoGP Кейси Стоунера. У двух австралийцев настолько похожий тембр, что легко спутать. Я и спутал.

На Speedway of Nations приехали мощные гонщики, но не было легенд. В спидвее идёт пересменка: новая гвардия заменила прежнюю, но их шеи еще не увешаны золотыми медалями Speedway GP. В Тольятти Дойл был единственным чемпионом. Не было ни американской сборной, ни 49-летнего легендарного Грэга Хэнкока. В свободные минуты американец наверняка расхаживает по дому, одев 4 золотые медали FIM, но сейчас у него чёрная полоса: Хэнкок поставил спидвейную карьеру на паузу, чтобы быть рядом с женой Дженни (у неё обнаружили рак груди в агрессивной форме).

Не увидел Тольятти и трёхкратного Тая Уоффиндена. Из-за мощнейшей формы англичанин чуть не лишил Россию золота на прошлогоднем SoN, и всё же было бы здорово на него посмотреть. Уоффинден отстутствовал не только на «Нациях», но и в спидвее вообще. В начале июня чемпиона, участвовашего в Экстралиге, ненарочно задел Григорий Лагута, практически впечатав в стену. Уоффи сломал шейный позвонок №4, лопатку, и повредил грудную клетку с ушибом лёгких. С британцем сборная выиграла свой отбор на SoN, и безусловно, его присутствие было очень важно. Финал показал: Team GB без Тая буквально развалилась. Здесь он был бессилен: соревнования пришлись на середину реабилитационного процесса.

Спортивно-технический комплекс им. Анатолия Степанова

Построен: 1963

Перестроен: 2006

Вместимость: 15 000

Длина трека: 353 метра

Ширина трека: 11 метров (прямики) / 16 (повороты)

Рекорд трека: 62,4 секунды (Артём Лагута, 2 августа 2012)

Рекорд Speedway of Nations: 63,12 секунды (Эмиль Сайфутдинов, 20 июля 2019)

Стадион «Строитель» 1963 года постройки по инициативе бывшего директора клуба «Мега-Лада» Анатолия Степанова после реконструкции был превращён в сооружение другого уровня. С новыми трибунами его вместимость выросла с 5 000 мест до 15 000, сильно изменился внешний и внутренний облик благодаря надтрибунным навесам, появлению пресс-центра для журналистов, спорт-бара и даже гостиницы на 30 мест. На обновление 350-метровой дорожки из Карелии доставили 3 000 тонн гранитной крошки.

Переименованный в 2010 в память о скончавшемся директоре (Анатолия Степанова не стало в 2009-м), стадион получил от федерации FIM высшую категорию А, после чего мог принимать мировые соревнования по спидвею. За последнюю декаду на арене бывшего «Строителя» прошли такие события, как финал личного Speedway European Championship (2009), полуфинал квалификационного цикла Grand Prix Challenge перед сезоном Speedway GP 2011 (2010), и 4 визита мирового командного чемпионата по ледовому спидвею Ice Speedway Gladiators. Следующая стадия затянулась: в регулярной мировой серии Гран-При российского этапа до сих пор нет. Вместо него приехал Speedway of Nations.