Мотоспорт — не женское дело? Марии Медведевой нравится доказывать обратное

Мотоспорт России в последнее десятилетие развивается наиболее активно. Не менее успешно в нем принимают участие и представительницы слабого пола. Российских пилотесс, досконально освоивших мототехнику на уровне профессионалов, можно сегодня пересчитать по пальцам одной руки, и всё же они встречаются в европейских чемпионатах, где характер борьбы совсем не слабый.

«Не женский это спорт», бытует стереотип, но наши гонщицы доказывают результатами обратное. Так, Мария Медведева, спортсменка из Москвы, стабильно привозит на Родину трофеи и забирается на высокие строчки таблиц итальянских и испанских чемпионатов.

 

Часть 1: В России

Карьеру Мария начала в 2010 году, став одной из основателей гоночной команды MatrixRacing. Уличной гонщице, носившейся по Москве с друзьями на 600-кубовой Yamaha R6, пришлась по душе идея направить своё увлечение в цивилизованное русло.

Мария, да и другие мотоциклисты, которых манил спорт, наверняка поселились бы на гоночных треках раньше, но была проблема – неразвитость этой инфраструктуры даже на уровне столицы. 10 лет назад подмосковное аэродромное кольцо Мячково (сейчас это ADM Raceway с международной автоспортивной омологацией класса FIA Grade 4) не вызывало у них доверия, а будущий Казань-Ринг Каньон до 2011 года соревнований не принимал. Но тяга к трековым покатушкам была выше этого, рассказывает Мария:

Случайно я каталась по городу на спортивном мотике, с ребятами из R6 Club. Однажды руководство клуба решило организовать нам поездку на трек под девизом «тру-спортмотик  надо пробовать на треке».

В то время было только два трека, Мячково и Казань. И поскольку Мячково уже тогда не славился хорошей репутацией, наши организаторы договорились с казанскими про-райдерами, в том числе с одной из легенд и основателем казанского спортивного мотокластера Сергеем Галкиным, который и был моим первым тренером.

Кураторами выезда стала команда «FORSPEEDHONDA». Они во главе с Сашей Меньших взяли шефство над «градогонщиками». В то время трек Казани еще не был Казань-Рингом, и вполне реально было встретить на полотне гуляющих бабулек или корову. Маршалами были пилоты, а паддок располагался непосредственно напротив левого поворота после обратной прямой. Однако всем было интересно, и все гоняли от души.

Вот тогда-то, в далеком 2009 году я и решила попробовать себя в этом виде спорта.

Pirelli Cup 2019, первый этап, автодром Мизано. Мария финишировала второй.

Чем больше трековых часов копилось в спортивном багаже Марии, тем серьёзнее становился подход. В 2010-м, в первый профессиональный сезон москвичка переросла уровень простой ученицы. Вторая фаза карьеры началась в конце того года, с учреждения команды Matrix Racing. Родной R6 Club послужил ей основой.

Мария созрела для новой фазы, так как перешла с режима покатушек ради удовольствия в режим регулярных мототренировок. Этот момент совпал с другим большим событием – в 2011 году в России впервые провели пятиэтапный чемпионат по ШКМГ (шоссейно-кольцевым мотогонкам):

После Казани по возвращении в Москву мы проработали тему тренировок, и я занималась с Александром Рябикиным и Михаилом Берестеневым, и даже проехала за их команду в 2010 году Чемпионат России среди девушек.

Потом я поняла, что большое количество учеников не приносит мне уже ожидаемых результатов, и тогда мы начали сотрудничество с человеком, который, на мой взгляд вложил в меня все свои знания и умения – Антоном Безшлягой. Мы тренировались на «Лидере», 3-4 раза в неделю в летний период, с 7-8 утра. И на минимото в зимний.

В конце 2010 года совместно с ребятами из всё того же Клуба R6 мы решили объединиться в команду, чтобы участвовать в российском чемпионате в 2011 году. Сначала нас было четверо, три пилота и человек, который нас организовывал — он был нашим директором.  А позже добавились еще два пилота.

Долго думали, как назвать, рисовали логотипы. Перелопатили миллион сайтов команд, дизайнов и идей. В результате появилась MatrixRacing.

В 2011-м у Марии получилось сделать то, что не получилось сделать в сезон дебюта – откатать весь чемпионат России в категории Superstock 600. Пятое место в женском зачёте стало следующим шагом гонщицы MatrixRacing после прерванного травмой 2010-го.

К 2014 году Медведева успела защитить звание Кандидата в мастера спорта России. В этом же году она досрочно выиграла 1 место в Кубке Росси в родном классе Superstock 600 (после третьего места годом ранее), и завершила сезон в статусе бронзового призера в классе Supersport. А далее, когда в России все горизонты были досконально изучены, был взят ориентир на Европу и европейские чемпионаты.

Пять российских гоночных сезонов Мария проездила на том же байке, с которого началась двухколёсная жизнь – Yamaha R6 пятого поколения (2008 – 2017). Один из лучших мотоциклов-суперспортов делал чемпионами таких гонщиков, как Кэл Крачлоу (победитель мирового Суперспорта в 2009 году), Чаз Дэвис (победитель в 2011-м) и Сэм Лоус (победитель в 2013-м в составе команды «Яхнич Моторспорт»). Свою добрую службу «шерсть» сослужила и на российской земле. Медведева не изменяет мотоциклу до сих пор:

Всё время от начала карьеры до сегодня я ездила на Yamaha. Пробовала другую технику… но не пошло. Для меня Yamaha R6 — это идеальный мотоцикл.

 

Часть 2: В Европе

Чуть ранее, в конце 2000-х годов, еще две мотогонщицы — Наталья Любимова и Надежда Яхнич —  заявили о себе, выступив в чемпионате Европы, проходящем тогда в три этапа: Мизано (Италия), Ассен (Нидерланды) и Альбасете (Испания). Две россиянки стали первыми среди женщин, кто начал шаг за шагом прокладывать путь в профессиональный европейский мотоспорт. По воспоминаниям Натальи, огонёк европейских соревнований манил так сильно, что продолжать в России было уже неинтересно:

Еще перед тем, как поехать выступать в Европе, мы скрупулёзно изучали любую информацию в интернете и анализировали уровни самых разных чемпионатов.

На то время одним из сильнейших чемпионатов был чемпионат Испании среди женщин. И все девушки, которые в нем принимали участие- Шарон Мермет, Паола Каццола, Алессия Политта, — были такими красивыми на фотографиях и показывали такие выдающиеся результаты, что мы мечтали оказаться на стартовой решетке вместе с этими девчонками и побороться с ними на треке!

Правда, на первом же этапе европейского чемпионата European Women RoadRacing Championship наши девушки не квалифицировались – в Мизано им не хватило всего лишь одной тысячной секунды для прохождения квалификации, зато получили первый солидный опыт.

Уже на втором этапе в Нидерландах они-таки вышли на стартовую решетку с быстрейшими пилотессами Европы. Первый, хоть и небольшой, но такой желанный успех — выйти на старт европейской гонки в Ассене, знаменитом Соборе моторспорта, классическом этапе чемпионатов MotoGP и WSBK, — омрачился технической заминкой: в команде не оказалось необходимого количества запчастей и запасных колёс.

Каждая ступенька наверх на пути к большому мотоспорту для россиянок давалась непросто из-за отсутствия опыта выступлений на Мире. Профессиональных советов в столь огромной стране оказалось брать не у кого, приходилось набивать шишки и полностью ощутить на себе статус первопроходцев большого мотоспорта, но они не сдавались:

У нас не было покрышек на гонку, но мы прошли квалификацию. И тогда тренер мне сказал, — рассказывает Наталья Любимова, — чтобы я выбирала, хочу ехать быстро и не финишировать, или медленно, но финишировать. Я говорю: хочу ехать быстро и финишировать! Но такой опции не было [смеётся].

Как тогда помню, что я была единственным пилотом на стартовой решетке, кто поехал на дождевых покрышках в совершенно сухую погоду. Я стояла на старте и плакала от обиды, ведь мы так близко подошли к своей цели. Но в итоге мы все равно финишировали и остались довольными результатами.