Трек Сильверстоун: процесс обновления пошел

Британский этап исторически важен для MotoGP. Престижные гонки фестиваля скорости Isle of Man TT входили в мировой чемпионат с 1949 по 1976 год, а затем, когда динамика прототипных мотоциклов начала превышать разумные пределы (в отличие от безопасности), их сменил «материковый» ГП Великобритании. С 1977 по 1986 год его принимало кольцо Сильверстоун, с 1987 по 2009 — кольцо Донингтон-Парк, затем английский этап вновь принимал Сильверстоун.

Этап 2018 года уникален: никогда прежде чемпионат MotoGP не проходил без гонок в Великобритании, однако 26 августа это случилось. Трасса не справлялась с отводом воды из-за дождей, провоцировала аквапланирование мотоциклов, и оказалась слишком опасна для заездов. Вопреки засушливому лету с температурами, не редко превышавшими 30°C, конец августа оказался на редкость богат осадками. Для Сильверстоуна это было двойное разочарование: зимой поверхность трассы была полностью переуложена впервые с 1996 года, однако классическую проблему стоячей воды не решили.

10 июня 2019-го на трассе началась большая работа над ошибками. Знаток гоночного асфальта Ярно Цафелли (владелец компании Dromo еще в прошлом году указывал на существенные недостатки нового покрытия) консультировал руководство трассы с Рождества. К работе подключён и он, и компания Tarmac, выполняющая строительство под надзором Dromo. Что касается Aggregate Industries, четверть века ремонтировавшая знаменитый британский трек, её в новом проекте нет. Как рассказывал директор трека Стюарт Прингл, федерация FIM дала жесткие инструкции по обновлению асфальта, и Aggregate отказалась.

Цафелли придерживается высокотехнологичных методов, более продвинутых, чем те, которые применяет Aggregate при укладке дорог общего пользования. Впервые в истории Великобритании при снятии старого асфальта и укладке нового используются 3D-машины, превращающие трассу в удобную трёхмерную модель.

Такая методика учитывает специфику всех участков трассы. На некоторых из-за ям или слишком маленького уклона (из-за чего застаивалась вода) верхний слой асфальта оказался бесполезен вплоть до 17-сантиметровой глубины, но не на всех. По словам Цафелли журналисту Bikesport News, это уже новый трек, который только очертаниями идентичен старому Сильверстоуну:

Мы пришли вот с чем: с полным проектом, по которому с поверхности убирается всё, что сделано за 25 последних лет, и используется текущая конфигурация для изменения поведения воды.

В результате мы меняем уклон почти в каждой точке, и нам приходится пользовать технологию, которой никогда не пользовались в Королевстве или на гоночном треке.

Мы соблюли точность плюс-минус 2 миллиметра, и такая точность означает, что мы можем вчетверо ускорить дренаж по сравнению с прошлой формой.

Кочки, волны и «лоскутный» асфальт (между 1996 и 2018 годом поверхность Сильверстоуна переделывалась частично) должны были исчезнуть после недавней переукладки. Поначалу так и было: в мае 2018-го Кэл Крачлоу поездил по свежему треку на Honda RC213V и был обрадован гладкостью асфальта. Всего за несколько месяцев эксплуатации асфальт стал едва ли не хуже старого. Например, на июльском этапе Формулы-1 Льюис Хэмилтон заметил, что по такому ухабистому асфальту в жизни не гонял.

Работа под руководством Цафелли должна стать более качественной, и не только в этом аспекте. На прошлогоднем Гран-При пилот Avintia Racing Тито Рабат заплатил очень высокую цену за скверный дренаж Сильверстоуна. Оказавшись в гравии после аварии в повороте Стоу на субботней СП-4, Рабат не успел отбежать от летевшего в него Honda Франко Морбиделли. Испанец очень скверно повредил правую ногу (тройной перелом) и распрощался с сезоном.

Обновлённый ныне трек еще до окончания работ показал, насколько лучше старого. Над британской землёй снова нависли тучи, но в этот раз вовремя: вместо озёр, которыми годами «славился» Сильверстоун, по трассе (сначала Tarmac выполнил пробную укладку асфальта рядом с гранприйной конфигурацией трека) текли маленькие ручейки, как видно на снимке портала crash.net. Три дождливых дня показали, что сейчас бывший военный аэродром и близко не напоминает фиаско 2018-го.

Грамотный подход к уклону асфальта — не единственный ингредиент в спасительном рецепте. Компания Цафелли также озаботилась созданием эксклюзивной асфальтовой смеси. Сильверстоун заливают не просто асфальтом, асфальтобетоном или покрытием из гудрона. Пилоты наверняка оценят высокий и однородный держак благодаря строительному материалу из одного и того же карьера, который затем очищается на двух заводах Tarmac, производящих гудронированное покрытие для дорог.

Кроме того, соблюдается другое важное условие: пока катки-асфальтоукладчики не закончат процесс, они с трекового асфальта никуда не съедут.

Работы на треке продолжаются. Они должны закончиться до конца июня. Сильверстоун — один из наиболее загруженных гоночных трасс мира. Помимо местных двух- и четырёхколёсных соревнований, он принимает Формулу-1 и MotoGP. 12 — 14 июля Королева автоспорта даст свой вердикт по ходу ГП Великобритании, а 23 — 25 августа настанет черёд MotoGP.