Риссе: Даллинья — хитрый лис

Новая волна аэродинамики начинает накрывать MotoGP. Ducati больше не является единственным производителем, ставящим на маятники аэроустройства, как в Катаре и Аргентине.

На этапе в США в «клуб копателей воздуха» вошли Honda и KTM. То же относится к Aprilia, однако итальянцы на Гран-При не стали показывать лопатку RS-GP. По сообщению GPOne, её испытывали в понедельник на послегоночном тесте. Сессия на Трассе Америк была закрытой, никакого фото- и видеоподтверждения нет.

В лагере Honda пионером этого направления стал Марк Маркес. На его мотоцикле лопатка появилась под конец пятничной СП-2 Гран-При Америк. Honda не мешкала. 26 марта Апелляционный суд FIM отклонил её (а также Suzuki, Aprilia и KTM) жалобу на лопатку-дефлектор Ducati с ГП Катара, подтвердив законность новинки. Уже 28 марта перед этапом в Аргентине Такео Йокояма показывал техдиректору MotoGP Дэнни Олдриджу свой вариант.

Технический директор HRC разыграл для Олдриджа маленький спектакль. Он заявил, Honda собирается внедрить устройство, создающее на маятнике прижимную силу. Йокояма получил отказ, так как это назначение запрещено руководством MotoGP по аэродинамическим добавлениям. Днём позже Йокояма показал Олдриджу то же устройство, назвал его «ужесточителем маятника», и получил добро. Оставалось изготовить готовый образец. Вопреки плану, первым ужесточитель проверил не Кэл Крачлоу из LCR Honda, а Маркес.

Аэродинамическое устройство Honda (Трасса Америк, 2019)

Аэродинамическое устройство Honda (Трасса Америк, 2019)

Аэродинамическое устройство Honda (Трасса Америк, 2019)

На американском уик-энде устройство после СП-2 больше не появлялось. Оно похоже на лопатку Ducati: дефлектор под маятником с направляющими для воздуха. Лопатка Ducati охлаждает шину и создаёт небольшую прижимную силу. Маркес что-то похожее ощутил на RC213V. Пока деталь отправлена на доработку:

Разница ощущается на торможениях. Я определенно почувствовал прирост прижимной силы. Аэродинамический эффект немного ощущается, но нам нужно внимательно проанализировать телеметрию, так как в то же время есть и негативные моменты. Как всегда: что-то позитивное, что-то негативное. Нужно понять, что лучше для моего стиля пилотирования.

КТМ после решения суда FIM тоже занял противоположную позицию. Если лопатка разрешена одним, значит, разрешена другим. Австрийский завод начал действовать не так резво, как японский. В США на байки Жоанна Зарко и Поля Эспаргаро поставили брызговик, похожий на прошлогодний брызговик Yamaha с финала в Валенсии (который вдохновил Ducati на изготовление кое-чего посложнее).

В решении КТМ нет крыльев, направляющих воздух. Оно более примитивное, пояснил Speedweek технический директор KTM Factory Racing Себастьян Риссе:

У КТМ это не спойлер, а простой дефлектор, как у «Ямахи» в прошлом году. Он служит для того, чтобы на заднюю шину попадало как можно меньше воды. Когда стоят дождевые шины, он предотвращает аквапланирование, а когда условия подсыхающие, он не даёт сликам остывать, отсекая воду.

Аэродинамическое устройство КТМ (Трасса Америк, 2019)

Аэродинамическое устройство КТМ (Трасса Америк, 2019)

Брызговик был опробован в субботу на частично мокрой практике №4. Следующие сессии американского этапа были сухими, больше он не появлялся. Если нет дождя, аэродинамическое руководство не дозволяет такое монтировать. КТМ продумывает и следующий шаг вслед за Ducati и Honda, как сказал Эспаргаро:

Он используется только для отвода воды [смеётся]. Когда воды нет, его ставить нельзя. Может, он еще даёт немного прижимной силы, но такого намерения у нас не было.

Если получится создать задку небольшую прижимную силу, думаю, в будущем наше решение станет походить на «Дукати». Я бы хотел его опробовать. Не знаю, какое объяснение мы используем: ужесточение маятника, или охлаждение, или что угодно… Но полагаю, КТМ думает о том же назначении, которое используется у «Дукати».

В паддоке MotoGP знают, что граница между законностью-незаконностью таких устройств весьма комична. Достаточно объявить правильное назначение, связанное с повышением безопасности и не связанное с аэродинамикой, и лопатка омологирована Олдриджем. Её нельзя создавать исключительно ради прижимной силы, и всё же такой эффект существует. Директор Ducati Corse Луиджи Даллинья после суда FIM дал следующий комментарий:

У дождевого спойлера, который «Ямаха» использовала в прошлом году, тоже был этот вторичный эффект, конечно. В нашем случае, думаю, мы можем вам сказать, что на 180 км/ч у нас более-менее 3-4 Ньютона [3-4 кг*м/с²], более-менее 300 грамм на фазе разгона. Бывает по-разному, потому что с ростом скорости эффект тоже растёт.

Риссе считает, Даллинья лукавит. Приведённые данные наводят на мысль: охладитель шины создаёт такую низкую прижимную силу, что это скорее побочный эффект, который не стоит брать в расчёт. Техдиректор КТМ полагает, цифры могут быть серьёзнее:

Джиджи — хитрый лис. Деталь сама по себе весит, вероятно, целых 200 грамм, и поэтому создаёт колесу больше прижима, хоть без аэродинамики.

На 0 км/ч у всякой аэродинамики нулевой эффект. На скорости эффект вырастает в квадрате. Не могу сказать, какой эффект такое устройство оказывает на Ducati, но мне кажется, 2-3 Ньютона на максимальной скорости — это слишком мало.