Даллинья: Ducati потратила на суд 50% аэробюджета 2018 года

Все производители MotoGP, кроме Yamaha, приехали в Аргентину после битвы в швейцарском суде FIM по «делу Ducati». Итальянцы выиграли его согласно решению 26 марта за пару дней до начала второго этапа MotoGP 2019 года. Директор Ducati Corse Луиджи Даллинья отстоял результаты ГП Катара (выигрыш у Андреа Довициозо, шестое у Данило Петруччи) и право дальше ставить на свои мотоциклы аэродинамическую лопатку под маятником.

На пресс-конференции в хоспиталити Ducati журналисты узнали подробности юридического противостояния. Даллинья начал разговор с прямого назначения аэроустройства — охлаждения шины:

Оно работает для подвода воздуха к задней шине, и по результатам наших испытаний — катарского теста перед гонкой, — мы смогли уменьшить температуру задней шины где-то на 7-8 градусов в среднем. По мнению «Дукати», конечно, это важный результат в плане динамики байка.

Согласно нашим данным 2018-го, Катар — шестой самый требовательный трек по температуре задней покрышки, особенно в повороте 11. [В гонке 2019-го] вы могли заметить там дымок из-под Suzuki Ринса. Мы еще в 2015-м проиграли с Довициозо гонку против Росси, потому что на его «Ямахе» шина была в лучшем состоянии, чем наша. Таким образом, на этом треке очень сложное поведение задней шины. Вот почему мы решили использовать это устройство в Катаре.

Хотя марка выиграла дело, конкуренты проиграли не во всём. Они добились подтверждения, что лопатка действительно прижимает задок мотоцикла к асфальту, хотя руководство по аэродинамике от 2 марта это запрещало. Даллинья заметил, исходник его идеи — брызговик Yamaha с ГП Валенсии 2018, — тоже обладал двумя эффектами:

У дождевого спойлера, который «Ямаха» использовала в прошлом году, тоже был этот вторичный эффект, конечно. В нашем случае, думаю, мы можем вам сказать, что на 180 км/ч у нас более-менее 3-4 Ньютона [3-4 кг*м/с²], более-менее 300 грамм на фазе разгона. Бывает по-разному, потому что с ростом скорости эффект тоже растёт.

Ducati удалось разобраться в нечёткой формулировке запрета прижимной силы. Редакция от 2 марта запрещает ставить на мотоцикл добавления вне аэрокорпуса (обтекатель + переднее крыло), чьё назначение — создание прижимной силы. Однако, если устройство создано в первую очередь ради охлаждения шины, отвода брызг или мусора от задней шины, оно считается законным. Вдобавок, элементы аэродинамики всегда проверяются в аэротрубе. Здесь иной случай:

Честно говоря, никаких испытаний этой системы мы в аэротрубе не проводили, потому что мишенью нашего устройства была не [прижимная] сила. Оно было только ради теплового эффекта на шину, так что в плане испытаний мы получили результаты с катарских тестов, с частных тестов на гоночном байке, и с наших симуляций в плане коэффициента теплоотдачи задней шины.

Победитель ГП Катара Довициозо не работал с лопаткой до утра воскресенья — разминки перед заездом. На тестах в Катаре и гоночном уик-энде её проверяли Джек Миллер и Данило Петруччи — тяжелые райдеры, для которых вопрос перегрева шины иногда очень критичен. Соперников Ducati удивило, зачем это устройство относительно лёгкому Довициозо (67 кг) на прохладном покрытии (19º С):

На самом деле это было связано еще и с надежностью системы, потому что у нас нет большого опыта по этой системе, потому что мы начали ею пользоваться только по ходу катарских тестов.

В общем, мы хотели убедиться, что на байке Довициозо не будет никаких проблем перед тем, как принять решение использовать её у него. Потому что с катарских тестов было ясно: результат, достигнутый с этими частями, был хорош в плане охлаждения задней шины.

Решение Ducati — вторая фаза развития решения Yamaha. Даллинья не скрывает, что скопировал чужую идею. Теперь, когда на суде марке пришлось раскрыть детали своего варианта, соперники могут начать копировать Ducati:

У Ducati появилась идея скопировать Yamaha, потому что Yamaha использовала систему вроде этой в Валенсии, и может, раньше, на каких-то практиках, но конечно, в гонке в Валенсии [впервые в гоночных условиях]. В общем, у Ducati появилась идея посмотреть, чем занят один из наших конкурентов. Так что думаю, другие будут копировать нас.

Aprilia почувствовала себя обманутой, когда в феврале технический директор MotoGP Дэнни Олдридж не дал согласия на внедрение своей лопатки. Еще больше марка удивилась, когда увидела аэродинамическую лопатку Ducati после публикации технического руководства с запретом на подобное. Даллинья считает, между Aprilia и Олдриджем возникло недопонимание:

Честно говоря, не уверен, что они что-то показывали техническому директору. Думаю, они просто послали э-мейл техническому директору, чтобы понять, придётся ли им омологировать брызговик, как у «Ямахи» в Валенсии. Но никаких частей я не увидел.

Но об этом вам надо поговорить с Aprilia и техническим директором. Я кое-что прочитал на слушании, так что у меня есть идея, но я не могу вам ничего рассказать, потому что в протоколе слушания этого нет.

Проигрыш в суде означал бы дисквалификацию обоих гонщиков Mission Winnow Ducati. Джек Миллер из Alma Pramac Racing, если бы не покинул заезд из-за оторванного седла и финишировал, тоже был бы дисквалифицирован. Австралиец был третьим пилотом на Desmosedici GP 19 с лопаткой. Но для завода всё закончилось благополучно:

Если б в Катаре протест удовлетворили, Довициозо и Петруччи конечно дисквалифицировали бы, потому что результат протеста — это дисквалификация любых ездоков, использовавших байк, не отвечавший правилам.

Ducati прочитала и истолковала правила надлежащим образом. Такова точка зрения не только технического директора, но еще и точка зрения Апелляционного суда, у которого была возможность прочитать не только наши документы, но и документы наших конкурентов.