Марк Маркес рассказывает о любви к мотокроссу

В дни минувшего Гран-При Америк у чемпиона MotoGP Марка Маркеса прошла беседа с журналистом Transworld Motocross. Мотокроссовая тематика издания определила направленность вопросов, поэтому испанец в подробностях рассказал, чем может быть полезна тренировка на грунте, когда дело касается асфальта.

С одной стороны, навыки внедорожной езды напрямую влияют на агрессивность Маркеса как гонщика, как и на его импровизаторские навыки поиска хороших траекторий на влажном треке. С другой, все грунтовые «трюки» на кольце использовать невозможно, поэтому в процессе укрощения супермощного прототипа MotoGP нужно постоянно искать баланс между напором и плавностью.

Как ты пришел к вождению кроссовых байков?

Я начинал на Yamaha PW, когда мне было четыре года, а потом переключился на КТМ 50. Я начинал в эндуро, и потом перешел в мотокросс, потому что мне он понравился. Эндуро — это хорошо, но в мотокроссе ты с другими ездоками, и он быстрый. Мне мотокросс всегда нравился, и я продолжаю в нем ради тренировок.

Когда мне было восемь лет, я начал в кольцевых гонках, но мотокросс тоже [не бросал]. Тогда я был чемпионом по мотокроссу в Каталонии, но еще я соревновался в кольцевых гонках. Это тогда меня одна команда позвала в кольцо и сказала, что поддержит меня, и что все будет бесплатно. Потом мой отец сказал: «Иди в кольцо». Я не хотел, потому что с ума сходил по мотокроссу, и ездил просто целыми днями, но мой отец подталкивал меня к кольцу: «Иди в кольцо, потому что для нас это бесплатно» [смеется]. Я все равно продолжал в обоих чемпионатах, но с кольцевыми гонками все стало профессиональнее, и я прекратил мотокросс, чтобы ездить в MotoGP. Мотокросс всегда часть моих тренировок.

Сейчас часто ездишь мотокросс?

В зимнее время много — у нас это свободное время. И я всегда езжу в Каталонии — там у меня два мотокроссовых кольца. Они не мои, но как будто мои. У нас есть правда очень хорошие друзья, так что если я хочу поехать в шесть утра, это можно. У меня два разных кольца, и обычно я езжу там [один], но мне еще нравится что-то менять, и проводить время с кроссовыми райдерами. В зимнее время езжу несколько раз в неделю, но во время сезона и между гонками всего раз, может. Риск — это то, что мне нужно контролировать.

В этом промежутке для тебя идеален флэт-трек?

Ага, но я больше езжу мотокросс, чем флэт-трек. Мне мотокросс нравится больше флэт-трека. Флэт-трек больше похож на то, что у нас здесь в MotoGP, так что это часть тренировки. Я работаю над чувствительностью газа, но мотокросс — это то, от чего больше удовольствия. Это две разных вещи. Флэт-треком занимаюсь, потому что нужно, а мотокроссом занимаюсь, потому что люблю.

Ты находишь мотокросс более физическим?

Мотокросс физически довольно требовательный, но это совсем другое. В зимнее время я много езжу мотокросс и чувствую, что я реально в форме для него, но потом я приезжаю на первые тесты MotoGP, и я реально устал, потому что мышцы [задействованы] другие. Это другой вид работы, но надо понимать, что когда много ездишь мотокросс, и когда приезжаешь сюда, есть привычки, которые могут запутать.

У тебя очень агрессивный стиль езды. Похоже, это навеяно мотокроссом, наверное.

Стиль, который у меня здесь, из-за мотокросса. В мотокроссе сколько пройденных кругов одинаковые? Все круги разные, и трек меняется из-за кочек, колей, и камней.

Эти треки по сравнению с мотокроссовыми не особенно сильно меняются.

Тут они всегда одинаковые, тут мне нужно чуть-чуть контроля, потому что в кольцевых гонках важно быть агрессивным, но на каждом круге надо быть мягким и постоянным. В мотокроссе каждый круг разный, так что когда я сюда приезжаю, ментальность меняется — если байк двигается или еще что, можно очень быстро менять стиль езды.

На каких мотоциклах ты ездишь?

У меня Honda CRF450R и CRF250R, и двухтактники тоже — есть CR125. Больше всего езжу на 450. У меня есть 250, но если честно, на ней тяжело ездить, потому что здесь я тогда становлюсь еще агрессивнее. Я больше наслаждаюсь 250, но тогда в MotoGP я езжу еще агрессивнее, так что приходится возвращаться на 450.

Братья Маркесы и Готье Полен

На 125 наверняка интереснее, потому что всегда широко открываешься.

Ага. Она 2007-го, одна из последних. Я ее взял и полностью подготовил по [компонентам] Pro Circuit.

Я слышал, ты смотришь суперкросс. MXGP тоже смотришь? И у тебя есть ездок, за которым ты плотно следишь, либо у тебя общее уважение ко всем, потому что ты тоже гонщик?

Я всех уважаю, потому что знаю, чего требуют гонки. Я не люблю поддерживать одного вместо других, но в чемпионате [FIM Supercross] с удовольствием смотрю на Томака и Данджи. Это невероятно, потому что Томак правда силен, а Данджи рядом, и он стабилен. Те гонки, которые остались, будут реально хороши.

В MXGP я сильно уважаю Кайроли, потому что то, что он делает — это невероятно, но Гайсер тоже. Когда он появился — ба-бах, он победил. Сейчас есть испанский парень Прадо, который в Италии выиграл свою первую гонку. Мне кажется, он закончит тут, в Америке.

У тебя получалось поездить в Соединенных Штатах, или лично посмотреть гонку суперкросса?

В 2013-м я побывал на гонке в Индианаполисе. Это невероятно: и по гонке, и по шоу, огонь внутри стадиона… Правда хорошо, мне понравилось, получил большое удовольствие. Хотелось бы приехать — может, на время Рождества, на неделю-другую, чтобы поездить в Калифорнии. Я знаю, там много хороших колец.

Твой MotoGP мощный и юркий, но это очень сильно отличается от твоего CRF450R. Когда ездишь на кроссовом байке, есть какие-то похожие вызовы? Например, когда готовишь заход в поворот?

Они реально разные. В конце концов, хорошая штука в том, что я на мотоцикле, и у него есть газ, тормоза, и сцепление. Стиль реально другой, но все-таки это мотобайк: если в MotoGP либо в мотокроссе слишком быстро заезжаешь в поворот, выход у тебя будет похуже. И если ты слишком медленный и касаешься газа слишком рано — та же штука.

Если вы спрашиваете по технической части — чем мотокроссовым я могу пользоваться в MotoGP, — то это правда разное. Может, я пользуюсь больше всего тем, что мотокросс разный на каждом круге, и я могу практиковать разные сценарии. Одна из моих сильнейших сторон в MotoGP в том, что если 50 на 50 [мокро-сухо], и если на треке меняется зацеп, я быстро подстраиваю свой стиль, и думаю, это идет с бездорожья.

Когда ты пришел в MotoGP, тебе пришлось заниматься прессой, а потом работать с командой над разными вещами. Так что когда ты ездишь мотокросс в Испании, приятно просто побыть собой, с друзьями, безо всякого давления?

Здесь другое, и мотокросс мне очень нравится, потому что я могу съездить на кольцо, в одиночестве взять байк, и просто поехать. Я всегда езжу с моим братом, и два года назад «поймал» одного парня — он был испанским чемпионом по мотокроссу. Он был молодой — тогда 26, сейчас 29, — но в Испании трудно быть профессионалом мотокросса и выигрывать деньги, так что я ему сказал: я тебе буду платить, а ты будешь ездить со мной. Я искал кого-то, с кем можно тренироваться, и кто будет давить на меня. Если я тут в одиночестве, я самый быстрый. Хотелось кого-то, кто надавит на меня. Он всегда на секунду или две быстрее меня, так что я жму — вот способ работать лучше.

Как тебе прыжки?

Прыжки — это в конце концов что-то такое, что нас должно заботить. У того, что мы там выучили на прыжках, здесь нулевое использование — это просто ради веселья [смеется]. Но мотокросс без прыжков — это не то же самое. Мне нравится прыгать: если есть двойной, на котором я, может, смогу тройной, я попробую [смеется]. Если это зимнее время, я попробую, но если по ходу сезона, тогда мне все будут говорить успокоиться и не пробовать [смеется].

Штука, которая мне нравится в мотокроссе — это когда едешь на кольцо, там нет камер, и ты просто с друзьями. Я пробую байки друзей. Тут такое невозможно: если я захочу опробовать «Ямаху», «Дукати», или «Сузуки», это просто невозможно. Но в мотокроссе ты один, и можно пробовать все байки [смеется].