Мнение: Как Лоренсо «случайно» загубил 3 сильнейшие команды MotoGP

Итак, Кэл Крачлоу избран новым тест-пилотом Yamaha, Хорхе Лоренсо придётся уйти. Второй развод Хорхе с компанией пришелся прямо на «Клапан-гейт», и это наводит на размышления. Без последствий такое вряд ли обойдётся. После предыдущего наступила крупнейшая сухая серия Yamaha (25 гонок без побед) последних 20 лет, новые титулы после 2015 — 2016 годов в дверь не стучались.

Теперь спортивный штраф FIM — производитель лишен 50 очков, заводская команда — 20, спутник SRT лишен 37, — за незаконные клапаны М1 обрушил им и этот сезон, хотя очки Фабио Квартараро, Франко Морбиделли и Маверика Виньялеса не тронуты.

Стоило тест-пилоту Лоренсо покинуть семью (о приходе заговорили Крачлоу как раз неделю назад), как Yamaha посыпалась аки карточный домик. На ГП Европы Маверик стартовал с пит-лейна за установку свежего двигателя, так как остальные предельно износились либо незаконны, Фабио упал на 1 круге в погоне за убегающим титулом, байк Валентино обесточился, Франко доехал 11-м. Худший эпизод Yamaha с валенсийского финала 2007 года…

И ведь это не конец. Оставшиеся в живых моторы приближаются или уже перешли рубеж в 2000 км, тогда как впереди 2 полных уик-энда в Валенсии и Португалии. Дотянут ли?

Вы догадались, к чему я. История повторяется: приход своего последнего чемпиона на работу тест-пилота совпал с самым победным сезоном Yamaha последних 5 лет (6 успехов за 12 попыток), а новое увольнение совпало с главным скандалом MotoGP за этот же период. Какое отношение к этому имеет 33-летний «не просто великолепный гонщик, а чемпион» из Швейцарии? Никакое, и в то же время самое прямое.

У Yamaha, Ducati и Honda начиналась чёрная полоса, как только они теряли Лоренсо. У меня есть догадки на этот счет.

Завязка

Чемпионы 2015 года (Кент, Лоренцо, Зарко)

Не очень строго говоря, карьера последнего чемпиона Yamaha начала уходить в закат, когда он стал объектом несправедливых нападок за «сговор» с Марком Маркесом по дороге к титулу 2015 года. После финального ГП Валенсии шефу Лину Джарвису пришлось утешать легенду Росси, который не дотянул 5 очков до 8 титула MotoGP. Общекомандную вечерю отменили, поэтому самый быстрый пилот Yamaha тем вечером праздновал триумф, закрывшись с бригадой в своей половине гаража.

Не стоило так обходиться с гонщиком подобного масштаба, вышло нехорошо. Где-то наверху надолго нарушился нормальный ход вещей, и в первую очередь — для его команд.

Следующий 2016-й стал для Лоренсо 9-м и прощальным в Yamaha, завершающие 3 сезона он отвёл на плохо закончившиеся предприятия в Ducati и Honda. Карьерные виражи далеко увели от 4 титула MotoGP, и казалось, на этом везение кончилось. После 2015-го Хорхе выиграл 7 гонок за 65 стартов, с трудом довел общее число побед премьер-класса до 47.

Теперь майорканец больше походил на жертву, чем на воина-завоевателя — тот образ он приклеил сам себе на победном ГП Италии 2006 в GP250 (ему сильно запал вышедший тогда фильм «300 спартанцев»). На деле, настоящими жертвами были команды, считавшие, что оказывают себе большую услугу, увольняя его.

Свежий скандал Yamaha подкладывает дополнительное основание под теорию, что Лоренсо каким-то образом — разумеется, неосознанно, — мстит каждому, кто поворачивался к нему спиной. Второй развод спровоцировал вторую волну бед, каким стал штраф FIM и его последствия. Даже в роли почти неактивного тест-пилота (4 тестовых дня за 9 месяцев) Спартанец оказывал положительное влиняние на дела «Ямахи». Как? Просто формальным присутствием.

Больно смотреть на печальные лица пилотов М1, которые в очередной раз взывают свою марку к техническим переменам. «Клапан-гейт» оголил давние технические изъяны гранприйной программы Иваты: у мотоцикла что-то не то с резковатым мотором, бесконтрольными пробуксовками, скачками результатов. Короче говоря, к грамотности инженеров много неудобных вопросов.

В Валенсии-1 Виньялес и Морбиделли «радовались», что провалили уик-энд вместе со всей Yamaha, а не сами по себе. Росси с горькой иронией подчёркивал, что двигатель М1 сочетает низкую мощность и низкую надёжность, хотя в его 25-летней карьере проблемные байки были либо медленными, либо ломучими, но не одновременно. Квартараро убит горем, видя, что М1 — это плохая копия образцового рядника Suzuki GSX-RR.

По какой причине сезон Yamaha, хорошо складывавшийся до последнего времени (перед ГП Европы трио М1 входило в топ-4), сиганул с обрыва в такой момент? Можете поискать объяснения в незрелости (или перезрелости) её гонщиков, плохих клапанах, хаотичности сезона … Но я бы не стал убирать Лоренсо из этой картины.

Перемещения майорканца по MotoGP каждый раз провоцировали такие ураганы, что я нахожу в этом что-то мистическое. Лоренсо ни одну свою команду не осчастливил уходом. Руины очередной попытки Yamaha залезть на вершину чемпионата без него слишком напоминают опыт Ducati, Honda, и самих «камертонов».